RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
25.08.2016 18:00:15
РЖД-Партнер

Энергетический уголь корректирует свой рост

На рынок железнодорожных перевозок, как полагают его участники, действует ряд факторов, которые способны в любой момент способствовать как его росту, так и резкому падению. 

Рынок подает тревожные сигналы
С одной стороны, конкурентоспособность российского энергетического угля на рынке АТР поддерживается целым рядом факторов. В частности, относительно низкими ставками фрахта морского флота. Так, стоимость перевозки топлива балкерами класса Panamax из порта Восточный потребителям в Азии в I полугодии 2016 г. держалась в среднем на 6,8% ниже, чем годом ранее. Кроме того, конкуренция стивидоров ДФО не позволяла завышать ставки на перевалку угля стивидорам, что также в текущем году способствовало активизации вывоза сырья в страны АТР.
Однако, по данным Argus, в августе ситуация начала меняться: цена на высококалорийный уголь для электростанций российские компании повысили на 5–6% по сравнению с июлем. Это весьма существенное повышение ставок. Ранее экспортные цены держались на уровне, ниже мирового.
По данным ФТС РФ, в I полугодии 2016-го темпы роста валового экспорта отечественного угля составили 8,5%, а в стоимостном выражении они оценивались на 18,7% ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Иными словами, российские поставщики вывозили за рубеж уголь по ценам, которые были даже меньше прошлогодних. Между тем, иностранные шахты и разрезы в 2016 году ощутимо повысили свои ставки. В результате российский уголь выигрывал по отношению с ними. Однако в августе ситуация начала меняться. По оценкам экспертов, российские угольщики будут вынуждены повышать цены и в дальнейшем по мере роста своих расходов.
Кроме того, в августе в России на 10% (по сравнению с предыдущим месяцем) поднялась и аренда полувагонов – под влиянием того, что операторы были вынуждены утилизировать старый парк на фоне растущего спроса на транспортировку угля и строительных материалов.
В рамках XXIII Международной специализированной выставки горных разработок «Уголь России и Майнинг», прошедшей в июле 2016 года Новокузнецке, эта тема вызвала беспокойство среди угольных компаний, у которых доля транспортной составляющей достигла 50% от общей стоимости продукции.
Определенную дезорганизацию в планы энергетиков внесло в августе инициатива по созданию в Сибири «безуглеродной зоны», которая могла резко уменьшить потребление угля на внутреннем рынке РФ. Конечно, это могло произойти только в перспективе. Однако в случае принятия ряда правительственных решений, энергетикам пришлось бы корректировать свои планы закупок уже в ближайшее время.

Временное стечение обстоятельств
Вместе с тем, помимо тревожных сигналов, которые поступали в августе 2016 года с глобального рынка, оставалось немало факторов, указывавших на благоприятные тенденции для железнодорожных перевозок угля в дальнейшем.
Поэтому вполне вероятно, что снижение темпов прироста погрузки угля на сети РЖД в июле и августе, скорее всего, связано с временной коррекцией рынка. Летом абсолютно все экспортеры стремились воспользоваться ситуацией, чтобы по максимуму отправить свою продукцию за рубеж. Однако не все смогли это сделать в силу стечения ряда обстоятельств.
Во-первых, ажиотаж привел к проблемам с подачей вагонов, сообщили в ПАО «Кузбасская Топливная Компания». Ведь благоприятная ситуация на рынке подогревала и другие номенклатуры грузов, а энергетический уголь – не самый доходный из них, поэтому подвижной состав иногда подавали под него не в первую очередь.
В августе 2016 года, как отметили другие грузоотправители, в наибольшей степени испытали проблемы с отправкой своей продукции те предприятия, которые привлекают для этого арендованные вагоны. Они столкнулись на ряде направлений с дефицитом подвижного состава. В частности, на это указал представитель угольного подразделения группы ММК – «ММК-Уголь». Собственники подвижного состава были озабочены обеспечением доходности своего бизнеса. И это сыграло свою роль в снижении темпов роста погрузки угля.
Во-вторых, активность грузоотправителей на Восточном полигоне совпала с периодом ремонтных работ на Транссибе и БАМе (значительную часть окон запланировали как раз на конец июля – сентябрь).
В-третьих, в июле–августе на Юге России и на Транссибе отмечен пик пассажирских перевозок, что негативно повлияло на динамику транспортировки угля в обоих направлениях, отметил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Благоприятные перспективы
По словам П. Иванкина, воздействие этих сезонных обстоятельств продлится где-то до сентября. Соответственно, растянется и коррекция рынка. А в октябре положительная динамика погрузки угля должна восстановиться. Под влиянием глобальных факторов перевозки на экспорт могут колебаться. Однако в середине осени ожидается массовый зимний завоз угля для нужд российских электростанций. Так что потенциал для увеличения доли угля в общей структуре погрузки на сети РЖД в ближайшей перспективе сохраняется.
Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions