RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
16.05.2016 11:31:22
РЖД-Партнер

HyperLoop: техника на грани фантастики

Теоретически проект HyperLoop осуществим. Но до воплощения на практике ему еще предстоит долгий путь.
 

Концепция весом в миллиарды долларов

Идея создания гиперпетли принадлежит бизнесмену Элону Маску, основателю компаний Tesla Motors и SpaceX. Впервые он предложил проект высокоскоростного транспорта, который планировалось разогнать в вакуумном тоннеле до 1,2 тыс. км/ч, в 2012 году. Как пояснил Э. Маск, до конца 2016 года намечено построить участок с тоннелем, который будет располагаться над землей на специальных опорах. Разгонять капсулу должен специальный контактный рельс, длина которого составит 15 м, а расположен он будет через каждые 110 км.

По расчетам Э. Маска, проезд в тоннеле длиной 600 км обойдется пассажиру в $20. И при такой цене проект может окупиться за 20 лет. В планах – строительство магистрали в США. Обсуждается также реализация проекта на участке Братислава – Будапешт. А если создать подобную трассу между Москвой и Санкт-Петербургом, то расстояние между этими двумя городами пассажиры смогут преодолеть примерно за 35 мин.

Как уверяет Э. Маск, для создания HyperLoop в США его инициаторам удалось привлечь более $100 млн инвестиций.

У проекта и в России есть приверженцы

Инициаторы HyperLoop для создания трассы между Москвой и Санкт-Петербургом вербуют сторонников и в РФ. «Это наша стандартная модель: мы сначала привлекаем частного инвестора, а затем просим поучаствовать в проекте государство», – пояснил главный исполнительный директор проекта Бибоп Греста.

Одним из первых в ряду приверженцев гиперпетли в России в СМИ был назван известный бизнесмен Зиявудин Магомедов, владеющий в РФ холдингом «Сумма». Он же создал венчурный фонд Caspian VC.

По данным директора Caspian VC Билла Шора, фонд специализируется на венчурных инвестициях в те виды бизнеса, которые работают над технологиями, с помощью которых можно выйти на уровень глобальных игроков. «Мы предлагаем им не только финансирование, но и возможность общения с потенциальными клиентами», – отметил Б. Шор. По его словам, проект создания гиперпетли в РФ представляется интересным, поэтому фонд и вложился в HyperLoop.

«Нам кажется, что у него большое будущее. Россия может стать ключевым элементом мировой транспортной системы, который будет связывать и Азию, и Европу, и Африку», – рассказал Б. Шор. Обсуждать, кто может построить гиперпетлю в РФ, поставлять металл, заливать бетон, имеет смысл уже сейчас. И такие проработки ведутся. Ведь, как полагает Б. Шор, через несколько лет в России может тоже появиться опытный участок гиперпетли.

От теории к практике путь неблизкий

Однако эксперты на данный момент оценивают эти планы скептически. По мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, подобный транспорт в виде промышленного образца может появиться не раньше 2027 года.

Первый опытную модель гиперпетли смогут протестировать на достаточно протяженном участке в реальном масштабе в 2020-м. Причем тот вариант, который обещает представить Э. Маск, будет перемещаться со скоростью 560 км/ч, что вдвое меньше обещанной первоначально.

Если этот образец окажется работоспособным, то инновационный подвижной состав начнут внедрять в промышленную серию. И это займет не менее 7 лет. Когда дело дойдет до строительства реальной инфраструктуры, спрогнозировать сложнее: ставить опоры с трубой, монтировать в них оборудование – это все связано с огромными затратами.

Кроме того, у Э. Маска еще нет множества чисто практических решений, которые позволят обеспечить реализацию проекта под ключ. «Стоит понимать, что количество технических решений, которые необходимо будет еще испытывать, доходит до полусотни», – отметил Д. Адамидов. Весь технический комплекс гиперпетли в лучшем случае может быть представлен только в 2025–2027 гг. при прохождении всех тестов.

Насколько такой проект можно будет тиражировать – уже другой вопрос. Особенно в российских условиях. Так что пока о возможности создания инновационной трассы между Москвой и Санкт-Петербургом говорить рано. Пока ясно только одно: с научной точки зрения идея может оказаться реализуемой на практике.

Законодатели молчат

По словам руководителя Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолия Зайцева, проект HyperLoop имеет как сильные, так и слабые стороны. «Однако ключевая проблема в том, что в РФ сегодня не определено самое главное: в транспортной стратегии не указано, каким именно должен быть высокоскоростной транспорт, на каких принципах он должен развиваться», – отметил А. Зайцев. А раз нет соответствующей строчки в законодательстве, то можно построить, например, новую автотрассу или железную дорогу, но не гиперпетлю или магнитолевитационную магистраль – проекты с инновационным типом инфраструктуры реализовать не получится. Это не предусмотрено.

Научно-образовательный центр уже давно свои предложения по поводу инновационного транспорта подготовил и передал в Минтранс. Есть законодательные инициативы на эту тему от ученых Российской академии наук. Сложность в том, что в законодательстве не указаны технологии, которые можно реализовать для организации перевозок на высоких скоростях.

У отечественных специалистов имеются свои разработки и есть потенциальные инвесторы, готовые поучаствовать в создании транспорта с использованием левитации. Представлен и образец подвижного состава. Но на практике к строительству любой ВСМ, которая не является железной дорогой, приступить на данный момент не сможет никто. И подвижек на законодательном уровне в этом плане пока не происходит.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions