+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2016 17:33:42
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Если заводы хотят льгот, то должны доказать пользу от своих вагонов

Проект методики оценки экономически обоснованного эффекта при приобретении инновационных вагонов рынок воспринял как неизбежный факт, к которому придется всем приспосабливаться. Вопрос в том, к каким последствиям это приведет.
 

Еще одна методика для подвижного состава

Как сообщили в Минтрансе России, проект методики оценки экономически обоснованного эффекта при приобретении инновационных вагонов разработан во исполнение Программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, утвержденной распоряжением правительства РФ № 57-р от 21.01.2016 г. – в целях развития тарифных механизмов, стимулирующих данный процесс.

«Принятие указанного акта позволит производить расчеты на недискриминационной основе. Такая методика необходима для совершенствования тарифных механизмов, стимулирующих приобретение операторами и грузоотправителями подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками», – пояснил начальник отдела правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Владимир Крупин.

Государство заинтересовано в принятии подобной методики, потому что оно предоставляет преференции при приобретении инновационного подвижного состава по лизинговым схемам. И лизингодателям такой документ – хорошее подспорье, потому что он устанавливает взаимосвязи между техническими характеристиками подвижного состава и нюансами эксплуатации подвижного состава на сети РЖД, рассказал представитель одной из лизинговых компаний.

ОАО «РЖД» заботится об инфраструктуре

Вместе с тем операторы и грузовладельцы могут иметь преференции не только от государства, но и от ОАО «РЖД». В частности, их получили инновационные модели, производимые ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод».

При этом позиция ОАО «РЖД» достаточно обоснованная. «Основной экономический эффект инновационные вагоны приносят их владельцам прежде всего потому, что тем же парком можно перевезти больше грузов. У собственников вагонов остается также определенный эффект от более рационального использования тяговых ресурсов при организации маршрутов», – отметила советник президента ОАО «РЖД» Тамара Стебунова.

По ее словам, для ОАО «РЖД», по сути, важен именно тот результат, который образуется, если конструкция новых вагонов щадит инфраструктуру и при движении меньше изнашивает рельсы. В таком случае можно сэкономить на ремонтах. А значит, собственникам необходимо представить аргументы в пользу того, что их новый парк именно такой.

Предложенную Минтрансом России методику РЖД примет к сведению. Но она прежде всего предназначена для того, чтобы регулятор мог точнее оценить обоснованность предоставляемых при обновлении парка выгод. И таким образом решить, в каких объемах следует это делать, отмечают эксперты.

Собственно, об этом же говорилось в феврале 2016 года на совещании по развитию транспортного машиностроения, которое проводил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Тогда правительство согласилось продлить преференции для инновационных вагонов до появления новых методик, привязанных к экономической эффективности подвижного состава с улучшенными характеристиками. Соответственно методика должна быть комплексной. Так зафиксировано в протоколе совещания.

Процедуры сложные, но не возможные

Вагоностроители восприняли появление новой методики в целом положительно. Как отметил заместитель генерального директора по железнодорожной технике АО «НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский, она по крайней мере понятна участникам рынка.

По его словам, заводы заинтересованы в стимулировании спроса на свою продукцию. Однако необходимо, чтобы все понимали перспективу. Документ поможет прояснить и вагоностроителям, и операторам, каковы потребности железнодорожной отрасли, выпуск какого именно подвижного состава государство намерено стимулировать.

Руководитель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей» Михаил Бойко считает, что подобный нормативный документ в целом будет утвержден именно в таком виде, в каком был представлен.

«К нему следует относиться как свершившемуся факту. Документ содержит сложные инструменты администрирования. Он потребует солидных финансовых и организационных затрат для тех игроков, которые намерены получить от государства преференции. Вместе с тем требования указаны одинаковые для всех. И уже по крайней мере три завода готовятся пройти подобные процедуры», – добавил М. Бойко.

Взгляд со стороны операторов

Операторы отнеслись к предложенной Минтрансом России методике оценки экономически обоснованного эффекта при приобретении инновационных вагонов довольно сдержанно.

По мнению заместителя председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Дениса Семенкина, документ позволяет вагоностроителям добиваться административных преференций. В результате может произойти искусственное повышение значимости инновационного подвижного состава. При этом новый документ не направлен на создание условий, стимулирующих операторов обновлять свой парк.

Беспокоит экспертов и то, что производителям придется основательно потратиться на выполнение всех перечисленных процедур. И пока не ясно, как это будет потом учтено в конечной цене подвижного состава.

В частности, из инновационных и обычных вагонов, предназначенных для испытаний, должны быть сформированы четыре опытных состава. Один – полностью из новых вагонов оцениваемой модели, второй – из новых вагонов-аналогов (либо после планового ремонта с заменой старых деталей ходовых частей), третий – из оцениваемых вагонов с естественным износом ходовых частей после пробега не менее 250 тыс. км, а четвертый – из такого же подвижного состава, но с износом ходовых частей, полученным в результате эксплуатации не менее чем на 100 тыс. км пути. Причем каждый состав должен состоять из загруженных одинаковым по номенклатуре грузом до не менее 98% полной грузоподъемности вагонов.

Количество вагонов в каждом поезде должно быть одинаковым, при этом в каждом поезде должно быть не менее 65 условных вагонов. Вагоны, предъявляемые к испытаниям, должны иметь акт с результатами технического обследования фактического состояния, составленный с применением поверенных средств измерения. При испытаниях проводится не менее 2 и не более 5 опытных поездок.

Некоторые операторы и раньше отмечали, что на рынке должны сложиться определенные условия, которые бы стимулировали покупку инновационных составов, а не их производство. Например, начальник управления корпоративных коммуникаций АО «Первая Грузовая Компания» Дмитрий Бауков сказал, что приобретать инновационные вагоны поможет только поддержка государства. А именно – механизм должен быть экономически оправданным для операторов.

Однако, как отмечают аналитики, государство, по-видимому, намерено скорее спасать вагоностроителей, чем входить в положение железнодорожных операторов. Ведь многие заводы сейчас работают в убыток.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions