Регуляторные меры, способствующие ускоренному обновлению парка грузовых вагонов и призванные стимулировать их производство после резкого спада 2013–2015 гг., привели к скачку темпов списания железнодорожной техники (см. справочную информацию). Так, по итогам 2015 года объемы списания старых полувагонов превысили объемы поставок новых более чем в 3,5 раза, по итогам 2016-го – в 2,7 раза. По данным ИПЕМ, за 8 месяцев 2017-го уже поставки новых полувагонов в 2 раза превышают объемы списания: за этот период поставлено около 24 тыс. вагонов, списано – около 12 тыс.
Объем поставок новых полувагонов за 8 месяцев 2017 года превысил годовые показатели предыдущих 2 лет: в 2015 году было поставлено около 18 тыс. полувагонов, в 2016 году – около 21 тыс. По прогнозам ИПЕМ, до конца 2017 года будет выпущено около 35 тыс. полувагонов.
В результате обновления парка полувагонов его средний возраст снизился и на текущий момент равен 8,2 года, что составляет примерно 25% от срока службы инновационного полувагона. ИПЕМ оценивает количество оставшихся полувагонов старше 22 лет на уровне 27 тыс. ед. Таким образом, даже максимальный потенциальный объем списания полувагонов на сети равен 8 месяцам работы вагоностроительных предприятий при текущем уровне производства.
Наблюдаемый в 2017 году существенный рост погрузки и возникший дефицит полувагонов привели к значительному увеличению ставок операторов подвижного состава на услуги по предоставлению вагонов под погрузку. По оценкам ИПЕМ, с января 2017 года средняя ставка операторов на полувагон выросла на 57,9%, до 1,5 тыс. руб., и сохранится на этом уровне до конца года. Столь высокий уровень ставок позволяет операторам направлять финансовые средства на обновление и увеличение парка полувагонов.
Однако, по мнению ИПЕМ, тренд на рост парка полувагонов на сети (с конца 2016 г. к августу 2017 г. парк вырос на 3,4%) в условиях сохранения объемов погрузки на текущем уровне к концу следующего года будет исчерпан. В связи с этим ИПЕМ ожидает снижения ставок операторов к концу 2018 года, что вкупе с исчерпанием объема парка полувагонов, фактически подлежащих списанию, может привести к существенному спаду производства в последующие годы и повторению в вагоностроении негативной ситуации 2013–2015 гг. ввиду низкого спроса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.