RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
28.06.2016 17:15:48
РЖД-Партнер

Безопасность выходит на новый уровень

Внедрение системы менеджмента безопасности движения (СМБД) в ОАО «РЖД» уже существенно сказывается на снижении количества происшествий на полигоне российских железных дорог. И это несмотря на то, что пока такая технология является новинкой. Однако участники перевозочного процесса могут использовать целый ряд дополнительных механизмов, позволяющих обеспечить максимальную защиту как для пассажиров, так и для грузов.
 

Времена диктуют решения

Необходимость внедрения такого механизма возникла не так давно. В прошлом году на XVI Научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» вице-президент ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин заявил о том, что в свете формирования новой модели транспортного рынка на нем появляются новые участники. Принципы и менеджмент безопасности являются здесь основным элементом формирования условий их допуска на инфраструктуру.

По словам начальника службы безопасности движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Олега Блохина, ранее действовавшая система зарекомендовала себя неплохо, поскольку обеспечила относительно высокий уровень безопасности движения при невысоком уровне надежности технических средств. При этом положительная динамика достигалась прежде всего за счет жесткого административного управления, так называемого командного менеджмента, а также постоянного контроля выполнения установленных норм и требований со стороны ревизорского аппарата. «Использование жесткого административного контроля было оправданно в 1990-е гг., когда относительное число нарушений безопасности движения было сокращено за период с 1996 по 2003 год более чем в 3 раза. Необходимо отметить, что с 2006 года система обеспечения безопасности движения не давала существенной динамики снижения уровня аварийности. Стагнация снижения уровня нарушений не зависела от увеличения выделяемых материальных средств на технологию, обучение персонала и инвестиции. При этом ранее выработанная система носила в большей степени реактивный характер, то есть основная работа велась уже по факту события», – пояснил он.

В связи с этим возникла необходимость трансформации корпоративной культуры в сторону приоритета обеспечения безопасности движения. В ОАО «РЖД» было принято решение о необходимости совершенствования устоявшейся системы путем развития менеджмента безопасности движения на основе новых принципов, методов и инструментов. Главной целью перехода на новый механизм является возможность работы на принципах встроенной безопасности, позволяющей обеспечивать более высокий уровень защиты при меньших расходах, включая снижение контрольных функций. Все выполняемые операции определяют технологический процесс. Нарушение любой технологии влечет за собой отказ технического средства, либо нарушение безопасности движения, или так называемое событие.
«Для выполнения задач системы необходимо наличие следующих основных элементов. Принятая и доведенная до всего персонала политика в области безопасности движения. Установленные качественные и количественные цели, процедуры, необходимые для обеспечения требований существующих, новых и измененных законодательных актов и стандартов. Процедуры менеджмента риска и выполнение мер по управлению рисками, мер по своевременному обеспечению наличия достаточной и достоверной информации. Процедуры расследования и учета транспортных происшествий и событий, анализ системы со стороны руководства, а также принятие необходимых мер по предупреждению транспортных происшествий и событий, поддержание компетенций персонала в области безопасности движения и обеспечение способности выполнения ими соответствующих задач. Средства регистрации и документирование информации в области безопасности движения и т. д.», – пояснил О. Блохин.

Также, по его словам, для лучшей управляемости и контроля хода реализации системы в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» процесс внедрения был разделен на этапы. Это планирование, создание непосредственно системы, подготовка персонала, оценка рисков и совершенствование методики факторного анализа, развитие процедуры проведения аудита, подготовка нормативной базы системы, определение методов и инструментов обеспечения безопасности движения. На сегодняшний день в дирекции завершено создание и обеспечивается система управления безопасностью движения через функционирование СМБД.

И снова танк-контейнер

Одним из направлений обеспечения экономической безопасности является развитие прогрессивных технологий транспортировки, в частности, при мультимодальных перевозках. Особенно если речь идет об опасных грузах. Здесь, по словам советника министра транспорта РФ Алевтины Кирилловой, важно отметить такую технологию, как перевозка в танк-контейнерах. Мировой опыт показывает, что именно эти перевозки позволяют более качественно, чем стандартный подвижной состав, обеспечивать безопасность. «Все логисты знают, что при перевозке нефтепродуктов, химических и опасных грузов, при смене колеи или на стыке разных видов транспорта необходимо переливать груз. Зачастую неподалеку от этих пунктов проживают люди, соответственно при транспортировке в танк-контейнерах эта операция не производится, поэтому уровень безопасности возрастает», – сказала она.

Также А. Кириллова отметила и контрейлерные перевозки грузов, которые обеспечивают значительно больший уровень безопасности, чем перевозки автомобильным транспортом. Здесь не только обеспечивается экологическая безопасность, но и снижается аварийность на дорогах, соответственно, контрейлерные перевозки повышает степень безопасности доставки грузов.

Страховка покроет все

Вопрос обеспечения безопасности движения остается первостепенным и на Московской железной дороге, где проводится большая работа в этом направлении. Первый заместитель начальника МЖД Дмитрий Шулянский отметил, что хотя число событий ежегодно снижается, риски, связанные с безопасностью движения, остаются. «На полигоне МЖД проводится работа по страхованию. И действует целый ряд договоров. В частности, это договор на оказание услуг по страхованию железнодорожного подвижного состава, который подразумевает страхование рисков утраты или повреждения подвижного состава в результате любого события, в том числе террористического акта или диверсии. А также повреждения имущества по неосторожности. Договор страхования тягового подвижного состава. Здесь тоже страхуются риски, утрата и повреждения в результате любого события. Договором страхования средств железнодорожного транспорта застрахованы риски крушений, аварий, противоправных действий третьих лиц, происшествий при погрузочно-разгрузочных работах, постороннего воздействия и т. д. Четвертый договор страхования железнодорожного подвижного состава электропоездов, скоростных и высокоскоростных поездов. Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. И договор страхования гражданской ответственности в РЖД», – перечислил он.

А. Кириллова согласилась с важностью вопроса страхования, однако добавила, что страхование как один из способов обеспечения безопасности перевозок грузов, имеет как преимущества, так и свои особенности. «Здесь нужно четко смотреть на законодательную базу, поскольку если экспедитор страхует свою конкретную ответственность, то он не может выступать как ответственный за перевозку. И транспортно-логистические, операторские компании должны обеспечивать тогда комплексную страховую защиту», – сообщила она.

То есть страхование ответственности полного комплекса услуг, где компания выступает также и представителем страховой защиты перевозчика, заключая с ним отдельный договор, который также включен в систему этой страховой защиты. «В данном случае защищены будут все стадии перемещения груза. С момента его подготовки к транспортировке и до момента конечной передачи получателю», – добавила А. Кириллова.

В заключение она отметила, что одними из основных задач являются сейчас максимально точное прогнозирование возможных рисков и размеров убытков в результате наступления этих рисков и организация оптимальной страховой защиты на все этапах логистики.

Александра Можаровская 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions