+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2018 18:00:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

ВСМ: риски необходимо поделить

Проект ВСМ «Евразия», которая должен связать Россию и Китай, обсуждают с 2015 года. Скоростная магистраль, инвестировать в строительство которой будут китайцы, позволит добраться от одной столицы до другой всего за 32 ч вместо 5 дней. О рисках и перспективах проекта РЖД-Партнер поговорил с Леонидом Вардомским, доктором экономических наук, профессором, руководителем Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук.
ВСМ: риски необходимо поделить
– Леонид Борисович, каковы перспективы ВСМ в России?

– Перспективы, конечно, есть. И потребность в таких дорогах есть, учитывая размеры российской территории. Но имеются и существенные ограничения для таких проектов. Если говорить о пассажирских перевозках, то ограничения связаны с численностью нашей страны (у нас проживает в 10 раз меньше людей, чем в КНР) и, соответственно, ограниченным количеством потенциальных пассажиров. Билеты ведь будут по цене авиационных, а то и дороже! Эффективность проекта определяется платежеспособным пассажиропотоком. Потенциальные пассажиры ВСМ это туристы, наши и зарубежные, а также командировочные по делам бизнеса и госслужбы. Но не думаю, что среди россиян будет много желающих ехать с ветерком в Китай дорого! Здесь все надежды на китайских туристов. Но сможем ли мы принять такой эффективный поток? Дорога должна обслуживать несколько пар поездов в день. А потом, что делать с авиасообщением, которое пока вполне справляется с потоком пассажиров? На мой взгляд, правильней было бы систему скоростных сообщений создавать по существующим интенсивным пассажирским потокам. Помимо направления Москва – Санкт-Петербург, это Москва – Казань, Москва – Минск, Москва – Белгород, Москва – Воронеж. На востоке линию Екатеринбург – Челябинск следовало бы дополнить маршрутами Новосибирск – Омск, Новосибирск – Красноярск, Новосибирск – Алматы.

– А что касается грузовых перевозок? Проект реализуется не быстро, не получится ли так, что китайцы потеряют интерес к ВСМ в России?

– Я думаю, что здесь нужно исходить из российских интересов и возможностей. Китай больше заинтересован в создании грузовых коридоров. Быстро развивается транзит контейнеров на направлении Китай – ЕС, реализуются проекты транзитных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Для развития российского Дальнего Востока были бы интересны проекты ВСМ на направлениях Харбин – Владивосток – Хабаровск и Владивосток –Харбин – Чита (ремейк КВЖД). В этих проектах интересы стран совпадают. На Дальнем Востоке Китай был бы готов на определенных условиях вложиться в эти проекты. Мне кажется, в эти большие проекты нужно вовлекать европейских партнеров, которые, учитывая европейский спрос на железнодорожный туризм и контейнерные перевозки, могли бы неплохо заработать. Главное, чтобы российские, европейские и китайские технологии скоростного пассажирского и товарного сообщения были совместимы.

– Будет ли востребована ВСМ в России и у россиян?

– Дороги в РФ всегда востребованы. Денег на инфраструктуру всегда не хватает, а когда она построена, встает вопрос, как же мы без нее жили. ВСМ в реальности может ускорить сообщение между крупными городами России, способствовать формированию линейных агломераций, повысить конкурентоспособность внутриматериковых регионов страны, повысить качество жизни населения, привлечь мигрантов в сибирские и дальневосточные районы страны. Главное, чтобы стоимость проезда была конкурентоспособной по отношению к авиационным тарифам.

– Кто получит больше выгоды от ВСМ – Китай или Россия? Есть ли риски для нашей страны в проекте?

– Риски в части международных сообщений, безусловно, должны быть поделены пропорционально возможному пассажиропотоку. Прибыль от проекта, который окупится не быстро, должна делиться с учетом произведенных сторонами инвестиций. Подводные камни в таких крупных проектах всегда есть. Все зависит от того, кто больше заинтересован в этом проекте. Он России нужен, но все же это не критически важная инвестиция. Для Китая, видимо, тоже. Строить линию Москва – Пекин следует постепенно, участками, с возможным продлением ее до Берлина.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions