RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
10.02.2017 13:31:03
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В развитии беспилотных технологий РЖД следует равняться на Китай

Еще в конце 2016 года ОАО «РЖД» планировало разработать и утвердить программу «Цифровая железная дорога», которая была бы направлена на повышение эффективности процессов перевозчика и удобства для пассажиров. Однако никаких подробностей по этому вопросу до сих пор неизвестно. И беспилотные поезда в России, судя по всему, еще долго не появятся, особенно если говорить о массовом внедрении таких технологий. Что стопорит их развитие, корреспондент РЖД-Партнера попытался узнать у первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского.
В развитии беспилотных технологий РЖД следует равняться на Китай
– Иван Анатольевич, какие факторы, по Вашему мнению, сказываются на стагнации наших железных дорог в вопросе развития беспилотных технологий?

– В мире немало примеров беспилотных поездов в системах подземного или легкорельсового транспорта. Речь идет, прежде всего, о Японии, США и Европе. Китай запустил 10 собственных беспилотных поездов из Гонконга к 18 своим южным районам только год назад, хотя работа над проектом велась с 2007 года. Вообще же, нужно понимать, что существует несколько уровней автоматизации поездов. Копенгагенское метро, например, позволяет поездам ходить без машиниста, для них нет даже кабины. Мало кто знает, что в московском метро на кольцевой линии метрополитена год назад начал курсировать первый поезд, управляемый компьютером, т. е. на автопилоте. Машинист, естественно, находился в кабине.

Даже на Западе развитие беспилотной железной дороги идет достаточно медленно по причине малого доверия к технологиям подобного рода и к новым формам интеллекта. Основной фактор такого торможения – это вопросы безопасности. Если в метро поезда идут в тоннелях, на участках, увешенных различными датчиками и камерами, то на открытых, длинных перегонах добиться аналогичного уровня контроля зачастую очень сложно. Нужны серьезные затраты в инфраструктуру: специальные заборы, многочисленные дополнительные камеры и датчики для путей, чтобы гарантировать безопасность движения поезда, которым управляет компьютер. Технологии слежения еще не настолько дешевы, чтобы внедрить их повсеместно и отказаться от машинистов. Не говоря уже о профсоюзах машинистов, которые будут выступать против внедрения таких технологий.

– Когда все-таки можно ожидать появления беспилотных поездов на РЖД?

– Беспилотный транспорт еще непривычен для наших городов. Люди пока его опасаются, и их можно понять. Когда беспилотные электрокары и аэромобили станут обыденностью, то дело дойдет и до поездов. Вряд ли в ближайшие 10 лет в России вопрос беспилотной железной дороги будет обсуждаться достаточно серьезно. У нас даже одну ВСМ не могут запустить много лет. Но нужно сделать две поправки: социально-политическая ситуация в России может резко измениться в сторону поощрения подобных проектов. И второе: такие беспилотные маршруты могут быть внедрены на коротких железнодорожных участках в качестве тестовых. Это может произойти даже в ближайшее десятилетие.

– Нужны ли вообще России такие дороги? В частности, если говорить о ближайших 10-20 годах?

– Острой необходимости нет, но оставлять вопрос без внимания не стоит. России куда больше нужны другие технологии – например, электрокары и беспилотные электрокары. И множество других технологий, которые уже успешно используются на Западе, а у нас находятся только в зачатке.

– На опыт каких стран следует равняться РЖД?

– Скорее всего, на китайский опыт. В последние годы их технологии все больше покоряют Россию. Дело не только в санкциях, но и в давних дружеских связях между РФ и КНР. В декабре 2016 года Владимир Путин заявил, что Китай – главный партнер России. Эта страна опережает всех по строительству железных дорог и высокоскоростных магистралей, она же будет строить и первую российскую ВСМ. Логично предположить, что беспилотные железные дороги могут быть предложены России Китаем в первую очередь. Если говорить о сегодняшней ситуации, то Россия, в силу некоторой технологической отсталости, пока не способна «равняться» на такие технологии. Они могут, скорее, просто экспортироваться в Россию, если зайдет речь об их массовом использовании в нашей стране.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Изменим правила – улучшим ситуацию на рынке

Изменим правила – улучшим ситуацию на рынке
Проблему дефицита полувагонов для транспортировки щебня будут разбирать на федеральном уровне: с 2015 года из-за списания парка вагонов перевозчики потеряли миллиарды прибыли, а многие игроки и вовсе ушли с рынка. Помимо того, что вагонов не хватает, стоимость их аренды еще и возросла в разы. О дальнейших перспективах горнодобывающей отрасли Карелии и возможных решениях проблемы ИА РЖД-Партнер.ру рассказал генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой.
РЖД-Партнер

Необходима государственная поддержка владельцев парка промышленных локомотивов по принципу автопрома

Необходима государственная поддержка владельцев парка промышленных локомотивов по принципу автопрома
Предстоящий ввод требований Таможенного союза по запрету продления срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования вызывает ряд вопросов у участников рынка. На путях необщего пользования эксплуатируются 9,5 тыс. локомотивов. В ближайшие 5 лет, в случае принятия Технического регламента в следующем году, будет списано 30% тягового подвижного состава. Перспективы предстоящих изменений оценивает технический директор ЗАО «Трансмашхолдинг», вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Шнейдмюллер.
РЖД-Партнер

По законам транспортной арифметики

По законам транспортной арифметики
Сегмент операторских услуг получил глоток воздуха за счет повышения уровня ставки на услуги предоставления полувагонов, в то же время полноценной инвестиционной привлекательности он пока не достиг, считает исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions