• Ставка на полувагон
    2034
    -3.5 %
    руб./сут.
    февраль 2018
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.02 -0.15 EUR ЦБ РФ 71.25 -0.15
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
10.02.2017 13:31:03
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В развитии беспилотных технологий РЖД следует равняться на Китай

Еще в конце 2016 года ОАО «РЖД» планировало разработать и утвердить программу «Цифровая железная дорога», которая была бы направлена на повышение эффективности процессов перевозчика и удобства для пассажиров. Однако никаких подробностей по этому вопросу до сих пор неизвестно. И беспилотные поезда в России, судя по всему, еще долго не появятся, особенно если говорить о массовом внедрении таких технологий. Что стопорит их развитие, корреспондент РЖД-Партнера попытался узнать у первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского.
В развитии беспилотных технологий РЖД следует равняться на Китай
– Иван Анатольевич, какие факторы, по Вашему мнению, сказываются на стагнации наших железных дорог в вопросе развития беспилотных технологий?

– В мире немало примеров беспилотных поездов в системах подземного или легкорельсового транспорта. Речь идет, прежде всего, о Японии, США и Европе. Китай запустил 10 собственных беспилотных поездов из Гонконга к 18 своим южным районам только год назад, хотя работа над проектом велась с 2007 года. Вообще же, нужно понимать, что существует несколько уровней автоматизации поездов. Копенгагенское метро, например, позволяет поездам ходить без машиниста, для них нет даже кабины. Мало кто знает, что в московском метро на кольцевой линии метрополитена год назад начал курсировать первый поезд, управляемый компьютером, т. е. на автопилоте. Машинист, естественно, находился в кабине.

Даже на Западе развитие беспилотной железной дороги идет достаточно медленно по причине малого доверия к технологиям подобного рода и к новым формам интеллекта. Основной фактор такого торможения – это вопросы безопасности. Если в метро поезда идут в тоннелях, на участках, увешенных различными датчиками и камерами, то на открытых, длинных перегонах добиться аналогичного уровня контроля зачастую очень сложно. Нужны серьезные затраты в инфраструктуру: специальные заборы, многочисленные дополнительные камеры и датчики для путей, чтобы гарантировать безопасность движения поезда, которым управляет компьютер. Технологии слежения еще не настолько дешевы, чтобы внедрить их повсеместно и отказаться от машинистов. Не говоря уже о профсоюзах машинистов, которые будут выступать против внедрения таких технологий.

– Когда все-таки можно ожидать появления беспилотных поездов на РЖД?

– Беспилотный транспорт еще непривычен для наших городов. Люди пока его опасаются, и их можно понять. Когда беспилотные электрокары и аэромобили станут обыденностью, то дело дойдет и до поездов. Вряд ли в ближайшие 10 лет в России вопрос беспилотной железной дороги будет обсуждаться достаточно серьезно. У нас даже одну ВСМ не могут запустить много лет. Но нужно сделать две поправки: социально-политическая ситуация в России может резко измениться в сторону поощрения подобных проектов. И второе: такие беспилотные маршруты могут быть внедрены на коротких железнодорожных участках в качестве тестовых. Это может произойти даже в ближайшее десятилетие.

– Нужны ли вообще России такие дороги? В частности, если говорить о ближайших 10-20 годах?

– Острой необходимости нет, но оставлять вопрос без внимания не стоит. России куда больше нужны другие технологии – например, электрокары и беспилотные электрокары. И множество других технологий, которые уже успешно используются на Западе, а у нас находятся только в зачатке.

– На опыт каких стран следует равняться РЖД?

– Скорее всего, на китайский опыт. В последние годы их технологии все больше покоряют Россию. Дело не только в санкциях, но и в давних дружеских связях между РФ и КНР. В декабре 2016 года Владимир Путин заявил, что Китай – главный партнер России. Эта страна опережает всех по строительству железных дорог и высокоскоростных магистралей, она же будет строить и первую российскую ВСМ. Логично предположить, что беспилотные железные дороги могут быть предложены России Китаем в первую очередь. Если говорить о сегодняшней ситуации, то Россия, в силу некоторой технологической отсталости, пока не способна «равняться» на такие технологии. Они могут, скорее, просто экспортироваться в Россию, если зайдет речь об их массовом использовании в нашей стране.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

ВСМ: риски необходимо поделить

ВСМ: риски необходимо поделить
Проект ВСМ «Евразия», которая должен связать Россию и Китай, обсуждают с 2015 года. Скоростная магистраль, инвестировать в строительство которой будут китайцы, позволит добраться от одной столицы до другой всего за 32 ч вместо 5 дней. О рисках и перспективах проекта РЖД-Партнер поговорил с Леонидом Вардомским, доктором экономических наук, профессором, руководителем Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук.
РЖД-Партнер

Плановая замена парка все еще оказывает влияние на активность привлечения лизингового финансирования

Плановая замена парка все еще оказывает влияние на активность привлечения лизингового финансирования
Тенденция роста лизингового рынка подвижного состава сохранится как минимум до начала осени 2018 года, считает директор по работе с крупным бизнесом ГК "Альфа-Лизинг" Андрей Барков. Однако далее, по его оценкам, нельзя исключать варианта стагнации.
РЖД-Партнер

«Повышение надежности локомотивов – наша приоритетная задача»

«Повышение надежности локомотивов – наша приоритетная задача»
Насколько эффективно используются на сети тяговые ресурсы мы попросили рассказать заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Дирекции тяги Олега Валинского.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions