RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
05.09.2016 10:53:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Транссибирская экономика грузоперевозок

Мировая экономика оказывает непосредственное влияние на динамику объемов грузоперевозок. Но сильнее всего колебания валют и политические санкции сказываются на перевозках грузов в контейнерах. Наращивание объемов железнодорожных контейнерных перевозок на рынке РФ в данный момент возможно исключительно при условии увеличения их конкурентоспособности и эффективности по сравнению с иными видами транспорта, считает генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов.
Транссибирская экономика грузоперевозок
– Геннадий Иванович, рост объемов перевозок грузов в контейнерах по Транссибирской магистрали за 6 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го несколько замедлился. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

– Если по сети РЖД в I полугодии в контейнерных перевозках отмечалась положительная динамика, то на Транссибе произошло падение аналогичных показателей на 11%. Значительнее всего просел транзит – на 26,1%, импорт – на 7,6%, экспорт – на 5,5%.

Перевозки по транспортной системе России отражают состояние ее экономики. А с учетом того, что пока выйти на докризисные показатели не удается, развитие контейнеризации грузов несколько замедлилось. В основном это связано с падением объемов внешней торговли, которые так и не восстановились из-за продолжающегося режима санкций (притом что внутренние транспортировки в I полугодии только росли, увеличившись на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Но это временные факторы, которые вовсе не говорят о неспособности Транссибирской магистрали к перевозкам больших объемов, ее резервы не исчерпаны. Однако, к сожалению, мы по-прежнему возим в основном нефть, уголь и лес, которые занимают львиную долю объемов, и в меньшей степени – высокодоходные грузы.

– Каковы данные по общему объему контейнерных перевозок с начала 2016 года между Россией и странами АТР (Китай, Корея, Япония)?

– Ситуация с показателями объемов грузоперевозок за указанный период в/из стран АТР сложилась следующим образом. Самым активным участником является Китай, который демонстрирует рост по всем показателям. Общий объем перевозок на этом направлении увеличился на 19,8% (с 205,8 до 246,5 тыс. TEU). Рост показателей в сообщении с Японией не столь однозначен – на 4,2%. Тем не менее фактически увеличились только экспортные перевозки – на 8,5%. А объемы импортных и транзитных уменьшились на 11,8 и 15% соответственно.

Грузоперевозки в сообщении с Южной Кореей имели ярко выраженную негативную тенденцию. Снижение отмечалось как в целом, так и по видам грузопотоков. Общие показатели составили -52%.

На тех направлениях, где мы сумели найти новую грузовую базу, в частности при перевозках из Китая, показатели растут. Экспорт увеличился на 10,9%, а импорт – на 1,2%. В то время как транзит подскочил на 83,8%. Это говорит о том, что несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире нужно искать новые решения и привлекать новые номенклатуры для транспортировки. Мы надеемся, что транзит грузов из Китая в Европу и в дальнейшем будет иметь устойчивый рост.

– Как Вы считаете, обострилась ли сегодня на рынке контейнерных перевозок конкуренция? За какие грузы или в каких направлениях? Какую роль в этой борьбе играют новые транспортные коридоры в обход России?

– Несмотря на некоторое объективное снижение деловой активности, конкуренция в сфере контейнерных перевозок продолжает расти. Потребитель всегда заинтересован в получении максимально качественной услуги с наименьшими финансовыми затратами. В связи с этим компаниям, оказывающим услуги в сфере грузоперевозок, приходится соответствовать предъявляемым требованиям и предлагать максимально удобный и широкий спектр услуг по конкурентным ценам.

Я еще 5 лет назад говорил о том, что рынок начнет консолидироваться. Данная тенденция, на мой взгляд, будет только усиливаться. Сегодня оперировать на длинных плечах могут лишь крупные компании, которые имеют широкую сеть клиентов за рубежом, собственный подвижной и контейнерный парк, а также свои логистические и перегрузочные центры.

Маленькие компании могут быть лишь составной частью бизнеса ключевых игроков. Таково требование времени и современных технологий, так как оперирование большим числом контейнеров помогает снизить издержки при распределении грузопотоков внутри компании. Безусловно, многие не выдерживают растущей конкуренции и покидают данную сферу бизнеса. Те, что остаются, стремятся предложить то, что будет востребовано потребителем. Ведущие игроки стараются следовать принципам максимальной клиентоориентированности и комплексности обслуживания.

– Какие, на Ваш взгляд, изменения и тенденции наблюдались с начала 2016 года и по каким причинам?

– С учетом складывающейся экономической ситуации рост конкуренции при грузоперевозках будет иметь место и в дальнейшем – как в международном сообщении, так и на внутреннем рынке. Одним из моментов, подтверждающих данную тенденцию, например, в сфере международных перевозок является создание транспортных коридоров в обход РФ. Одним из примеров такого коридора может служить проект Нового Шелкового пути, продвигаемый Китаем.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Грузоперевозки Latvijas Dzelzcels в прошлом году сократились на 16%

Грузоперевозки Latvijas Dzelzcels в прошлом году сократились на 16%
Латвийская железнодорожная компания Latvijas Dzelzcels в 2016 году не досчиталась почти 8 млн т грузов. Только ли санкции оказали на это влияние, и каков план развития в текущих условиях - мы обсуждали с президентом предприятия Эдвином Берзиньшем.  

РЖД-Партнер

В развитии беспилотных технологий РЖД следует равняться на Китай

В развитии беспилотных технологий РЖД следует равняться на Китай
Еще в конце 2016 года ОАО «РЖД» планировало разработать и утвердить программу «Цифровая железная дорога», которая была бы направлена на повышение эффективности процессов перевозчика и удобства для пассажиров. Однако никаких подробностей по этому вопросу до сих пор неизвестно. И беспилотные поезда в России, судя по всему, еще долго не появятся, особенно если говорить о массовом внедрении таких технологий. Что стопорит их развитие, корреспондент РЖД-Партнера попытался узнать у первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского.
РЖД-Партнер

На рельсах инноваций

На рельсах инноваций
Сегодня – День науки. О роли отраслевой науки мы побеседовали с генеральным директором АО «ВНИИЖТ» Виктором Степовым.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions