+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.06.2017 09:37:20
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Ситуация на рынке подвижного состава меняется от сегмента к сегменту

Многие эксперты сегодня отмечают, что рынок подвижного состава наконец-то стал гармоничным. Пусть и не рыночными механизмами, а во многом за счет пристального внимания и финансовой поддержки со стороны государства удалось сбалансировать объем выпуска и профицит на сети. О том, как какова ситуация сегодня в отрасли и какие вагоны будут нужны рынку в ближайшей перспективе рассказал заведующий отделением «Вагоны и вагонное хозяйство» АО «ВНИИЖТ», к.т.н. Алексей Васильев.
Ситуация на рынке подвижного состава меняется от сегмента к сегменту
– Алексей Викторович, как изменилась ситуация на рынке в последнее время? Какие вагоны сегодня более востребованные: универсальные или специализированные?

– В прошлом году заводами РФ было произведено на 30% больше подвижного состава, чем в 2015-м, – более 35 тыс. ед. По итогам 4 месяцев 2017 года наблюдается рост спроса как на универсальный, так и на специализированный подвижной состав. Например, реализация полувагонов выросла к уровню аналогичного периода прошлого года в 2,7 раза, платформ – в 3,3 раза, зерновозов – в 1,5 раза. Однако снизилось производство цистерн для нефтепродуктов, минераловозов и крытых вагонов.

– Внесло ли свою корректировку списание устаревшего парка в динамику спроса и предложения на те или иные виды подвижного состава?

– Безусловно, изменение спроса на отдельные виды подвижного состава произошло как за счет выбытия устаревшего парка, так и за счет динамики грузовой базы. Так, например, с начала текущего года перевозки угля выросли к уровню 2016 года практически на 10% и сегодня находятся на максимальном уровне за всю историю РФ. Этот факт в сочетании со значительными объемами списаний полувагонов, которые произошли с 2014 по 2016 годы, формирует устойчивый спрос на них.

– Помимо полувагонов, какой подвижной состав, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребован на рынке? Какие вагоны будут нужны уже, например, через 5 лет?

– Рекордно высокий урожай зерна в сельскохозяйственном сезоне 2016/2017 привел к увеличению перевозок зерновых грузов с начала года на 6%. По оценке экспертов, урожай грядущего сезона также будет значительным. В результате, на фоне ожидаемого внушительного объема списания зерновозов в ближайшие годы спрос на них будет оставаться на высоком уровне.

Не менее перспективно выглядит и грузовая база минераловозов. Прошлый год стал рекордным по производству и перевозкам минеральных удобрений. В 2017 году тенденция продолжилась – с начала года перевозки выросли на 7%.

Немаловажную роль в увеличении спроса на специализированные вагоны сыграло появление в отдельных сегментах рынка видов подвижного состава нового поколения, способных существенно снизить транспортные расходы. Так выход на рынок лесовозных платформ нового поколения в сочетании с увеличением экспорта лесоматериалов в Китай привел к двукратному увеличению объемов реализации данного вида подвижного состава по сравнению с прошлым годом.

Ждал появления инновационных моделей и рынок химических цистерн, основным драйвером спроса на которые остается высокий уровень списания парка. Сегодня текущий парк цистерн для химических грузов устарел не только физически, но и морально. В краткосрочной перспективе может быть списано около четверти работающих сегодня на сети цистерн, при этом замещение списанных моделей будет происходить за счет инновационных моделей, над созданием которых вагоностроители совместно с грузоотправителями трудились последние несколько лет.

– Выпуск универсальных вагонов, как и их эксплуатация, как правило, более выгодны. В связи с этим, на какие специализированные вагоны сегодня делается ставка? Какие грузы нельзя приспособить к перевозке универсальным парком или, например, контейнерами и танк-контейнерами? Какие грузы из вагонов уходят в контейнеры и танк-контейнеры?

– Наиболее перспективными для контейнеризации остаются наливные и насыпные грузы, направляемые на экспорт. Несмотря на тарифные преимущества, организация контейнерных перевозок остается трудоемкой как в подготовке инфраструктуры, так и в открытии соответствующих параграфов станций, что пока тормозит развитие контейнеризации грузов в России.

В результате, на рынке остается свободной ниша крытых вагонов, несмотря на сокращение спроса последние годы на данный вид подвижного состава. При этом, на мой взгляд, спросом будут пользоваться именно модели с увеличенными грузоподъемностью и объемом кузова – уже сейчас не производятся модели с объемом кузова менее 150 куб. м.

– Какую долю на рынке сегодня занимают вагоны с улучшенными технико-экономическими характеристиками и каковы их перспективы по завоеванию рынка, по вашему мнению?

– Доля вагонов нового поколения структуре производства заводов РФ продолжает расти – в 2017 году она достигла уже почти 75%. Ситуация меняется от сегмента к сегменту: в полувагонах доля инновационного подвижного состава близка к 100%, в хопперах – более 70%, в цистернах – не более половины.

Сегодня на сети РЖД эксплуатируется уже более 75 тыс. вагонов нового поколения, что составляет около 7% текущего парка РФ. Их потенциал огромен – в перспективе все вагоны на сети РЖД могут быть заменены на инновационные, а с учетом тенденции увеличения грузовой базы парк вагонов нового поколения вырастет в 13-15 раз (от текущего объема).

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions