RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
16.06.2017 09:37:20
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Ситуация на рынке подвижного состава меняется от сегмента к сегменту

Многие эксперты сегодня отмечают, что рынок подвижного состава наконец-то стал гармоничным. Пусть и не рыночными механизмами, а во многом за счет пристального внимания и финансовой поддержки со стороны государства удалось сбалансировать объем выпуска и профицит на сети. О том, как какова ситуация сегодня в отрасли и какие вагоны будут нужны рынку в ближайшей перспективе рассказал заведующий отделением «Вагоны и вагонное хозяйство» АО «ВНИИЖТ», к.т.н. Алексей Васильев.
Ситуация на рынке подвижного состава меняется от сегмента к сегменту
– Алексей Викторович, как изменилась ситуация на рынке в последнее время? Какие вагоны сегодня более востребованные: универсальные или специализированные?

– В прошлом году заводами РФ было произведено на 30% больше подвижного состава, чем в 2015-м, – более 35 тыс. ед. По итогам 4 месяцев 2017 года наблюдается рост спроса как на универсальный, так и на специализированный подвижной состав. Например, реализация полувагонов выросла к уровню аналогичного периода прошлого года в 2,7 раза, платформ – в 3,3 раза, зерновозов – в 1,5 раза. Однако снизилось производство цистерн для нефтепродуктов, минераловозов и крытых вагонов.

– Внесло ли свою корректировку списание устаревшего парка в динамику спроса и предложения на те или иные виды подвижного состава?

– Безусловно, изменение спроса на отдельные виды подвижного состава произошло как за счет выбытия устаревшего парка, так и за счет динамики грузовой базы. Так, например, с начала текущего года перевозки угля выросли к уровню 2016 года практически на 10% и сегодня находятся на максимальном уровне за всю историю РФ. Этот факт в сочетании со значительными объемами списаний полувагонов, которые произошли с 2014 по 2016 годы, формирует устойчивый спрос на них.

– Помимо полувагонов, какой подвижной состав, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребован на рынке? Какие вагоны будут нужны уже, например, через 5 лет?

– Рекордно высокий урожай зерна в сельскохозяйственном сезоне 2016/2017 привел к увеличению перевозок зерновых грузов с начала года на 6%. По оценке экспертов, урожай грядущего сезона также будет значительным. В результате, на фоне ожидаемого внушительного объема списания зерновозов в ближайшие годы спрос на них будет оставаться на высоком уровне.

Не менее перспективно выглядит и грузовая база минераловозов. Прошлый год стал рекордным по производству и перевозкам минеральных удобрений. В 2017 году тенденция продолжилась – с начала года перевозки выросли на 7%.

Немаловажную роль в увеличении спроса на специализированные вагоны сыграло появление в отдельных сегментах рынка видов подвижного состава нового поколения, способных существенно снизить транспортные расходы. Так выход на рынок лесовозных платформ нового поколения в сочетании с увеличением экспорта лесоматериалов в Китай привел к двукратному увеличению объемов реализации данного вида подвижного состава по сравнению с прошлым годом.

Ждал появления инновационных моделей и рынок химических цистерн, основным драйвером спроса на которые остается высокий уровень списания парка. Сегодня текущий парк цистерн для химических грузов устарел не только физически, но и морально. В краткосрочной перспективе может быть списано около четверти работающих сегодня на сети цистерн, при этом замещение списанных моделей будет происходить за счет инновационных моделей, над созданием которых вагоностроители совместно с грузоотправителями трудились последние несколько лет.

– Выпуск универсальных вагонов, как и их эксплуатация, как правило, более выгодны. В связи с этим, на какие специализированные вагоны сегодня делается ставка? Какие грузы нельзя приспособить к перевозке универсальным парком или, например, контейнерами и танк-контейнерами? Какие грузы из вагонов уходят в контейнеры и танк-контейнеры?

– Наиболее перспективными для контейнеризации остаются наливные и насыпные грузы, направляемые на экспорт. Несмотря на тарифные преимущества, организация контейнерных перевозок остается трудоемкой как в подготовке инфраструктуры, так и в открытии соответствующих параграфов станций, что пока тормозит развитие контейнеризации грузов в России.

В результате, на рынке остается свободной ниша крытых вагонов, несмотря на сокращение спроса последние годы на данный вид подвижного состава. При этом, на мой взгляд, спросом будут пользоваться именно модели с увеличенными грузоподъемностью и объемом кузова – уже сейчас не производятся модели с объемом кузова менее 150 куб. м.

– Какую долю на рынке сегодня занимают вагоны с улучшенными технико-экономическими характеристиками и каковы их перспективы по завоеванию рынка, по вашему мнению?

– Доля вагонов нового поколения структуре производства заводов РФ продолжает расти – в 2017 году она достигла уже почти 75%. Ситуация меняется от сегмента к сегменту: в полувагонах доля инновационного подвижного состава близка к 100%, в хопперах – более 70%, в цистернах – не более половины.

Сегодня на сети РЖД эксплуатируется уже более 75 тыс. вагонов нового поколения, что составляет около 7% текущего парка РФ. Их потенциал огромен – в перспективе все вагоны на сети РЖД могут быть заменены на инновационные, а с учетом тенденции увеличения грузовой базы парк вагонов нового поколения вырастет в 13-15 раз (от текущего объема).

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Будущее контрейлерных перевозок в России

Будущее контрейлерных перевозок в России
«Глобалтрак Логистик» стала первой транспортно-логистической компанией, которая приняла участие в тестовой контрейлерной перевозке в России. Состав из контрейлерных вагон-платформ, груженных фурами, проследовал по маршруту Москва-Товарная-Павелецкая – Клещиха в 2016 году. Организатором выступила ФГК. В этом году компания планирует начать регулярные перевозки по тому же маршруту с привлечением ФГК и «ТрансКонтейнера». О предстоящем появлении нормативно-правовой среды для нового вида железнодорожных перевозок и преимуществах контрейлерных транспортировок РЖД-Партнеру рассказал директор по развитию «Глобалтрак Логистик» Илья Дудинский.
РЖД-Партнер

Учиться на машиниста сложнее, чем на космонавта

Учиться на машиниста сложнее, чем на космонавта
В преддверии Дня железнодорожника РЖД-Партнер решил узнать: популярны ли сейчас железнодорожные специальности? О трудностях и приятных сторонах обучения на машиниста и не только рассказала заместитель начальника отдела развития и обучения персонала службы управления персоналом Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Елена Гладких.
РЖД-Партнер

Суровая школа железнодорожников Якутии

Суровая школа железнодорожников Якутии
Созданная для завершения строительства Амуро-Якутской магистрали, «АК «Железные дороги Якутии» за 22 года превратилась в одну самых экономически важных и прогрессирующих железнодорожных отраслевых компаний. О том, насколько сложно прокладывать пути в условиях вечной мерзлоты, РЖД-Партнер узнал у генерального директора ЖДЯ Василия Шимохина.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions