+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2018 12:02:25
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

СГ-транс: Колеса под вагоном могут служить дольше

Как добиться того, чтобы литые комплектующие вагонов стали надежнее? Как преодолеть дефицит, который сложился на колесные пары? На эти вопросы мы попросили ответить президента АО «СГ-транс» Сергея Калетина.
СГ-транс: Колеса под вагоном могут служить дольше
Дефицитная позиция

Сергей Владимирович, какая, на Ваш взгляд, сложилась ситуации с колесными парами на сети РЖД? Есть ли дефицит на них? Насколько цена соотносится с качеством?

– Как я уже отмечал, ОАО «РЖД» официально уведомило собственников подвижного состава о дефиците у них литья и колесных пар и предложило собственникам вагонов обеспечить комплектующими предприятия ОАО «РЖД». Данное предложение связанно с острым дефицитом на рынке этой продукции.

Нехватка запасных частей возникла вследствие выхода отрасли вагоностроения из периода стагнации, а также снижения объемов разделки. Еще одним фактором, повлиявшим на отсутствие комплектующих, можно назвать решение ОАО «РЖД» не осуществлять прямые закупки у производителей литых деталей тележек и колесных пар по завышенным ценам.

Такими действиями, по их мнению, они включают механизм сдерживания роста цен. При этом, при перекладывании данной обязанности на владельцев подвижного состава, возникают риски еще большего ажиотажа вокруг дефицита, что приводит к увеличению стоимости на комплектующие. Все эти факторы простимулировали активацию перекупщиков номенклатуры и значительно повысили риски появления на рынке контрафактной продукции.

– Что можно изменить?

– На наш взгляд, нужно срочно изменить критерии браковки колесных пар в процессе эксплуатации, позволив колесу жить от планового до планового ремонта. Статистика подтверждает, что гребень не влияет на критерий безопасности, ни одного схода вагонов в организованных поездах по вине гребня не было.

Таким образом, необходимо снять ограничение по литью при плановых видах ремонта. Это позволит устранить дефицит и ажиотажный спрос на комплектующие, и, как следствие этого, мы не будем наблюдать стремительный рост цен на запасные части.

Вопрос о толщине гребня

– По каким критериям можно судить о надежности колесных пар?

– Если смотреть историю, то на сети дорог СССР до 1959 года согласно ПТЭ допускалась эксплуатация стальных колес с гребнем 22 мм. В период с 1995 по 2009 год на сети действовало Указание МПС № М-535у, допускавшее при определенных условиях эксплуатацию колесных пар с толщиной гребня до 23 мм (при суммарной толщине гребней не менее 48 мм).

Причем за этот период было допущено всего три случая нарушения безопасности движения, при этом тонкомерность гребня являлась одним из совокупных факторов в отступлении от параметров содержания колесных пар в эксплуатации и содержании пути. Полезно обратить внимание на эксплуатацию вагонов в Финляндии, где массово эксплуатируются наши вагоны.

При схожей с нашей шириной колеи там допускается гребень до 22 мм. Многие наши соседи по колее 1520 мм подают под погрузку вагоны с гребнем 24 мм. У нас, согласно нормативным документам, вагоны возвращаются в страну-собственницу с гребнем 24 мм. Но под погрузку мы подаем гребень не менее 26 мм – по сути, для перестраховки.

– Сейчас колесные пары комплектуют разными подшипниками цилиндрическими, кассетного и сдвоенного типа. Какие из них надежнее?

– Опыт эксплуатации колесных пар, оборудованных подшипниками старой конструкции – цилиндрическими однорядными, показывает, что несмотря на их массовость и привычность для пользователя, они не лишены массы недостатков. Это и большое количество отказов, и низкая грузоподъемность, и сложность в проведении технического обслуживания, и повышенные затраты на содержание колесной пары с такими подшипниками по причине ограниченного срока межремонтного интервала.

Большинства этих недостатков лишена кассета. Опыт эксплуатации кассеты с каждым годом прибавляет ей все больше и больше плюсов. Но есть сегодня, конечно, и проблемы, которые необходимо решать. Одна из основных проблем – это смазка. Пока она только импортная.

Поэтому считаем, что однозначно необходима государственная поддержка программы перехода на колесные пары грузовых вагонов с подшипниками кассетного типа под адаптером. Это, в свою очередь, позволит развивать отечественную подшипниковую промышленность, металлургическую отрасль, химическую отрасль в целях обеспечения полного цикла производства подшипников, включая смазку и уплотнения.

– 30 марта 2018 года на заседании секции «Вагонное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» обсуждались вопросы по оценке надежности колесных пар в эксплуатации. Удовлетворены ли Вы теми решениями, которые были приняты в итоге?

– Вполне удовлетворен. Поскольку ОАО «РЖД» приняло все наши замечания и предложения по всем рассматриваемым вопросам.

Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions