• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.67 0.26 EUR ЦБ РФ 72.12 0.11
    BTC 7521.16 usd BTC 468474.25 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.12.2016 11:53:58
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Российский рынок перевозок нефтепродуктов: особенности и перспективы

Согласно статистическим данным ОАО «Российские железные дороги», погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожной сети за период с января по сентябрь 2016 года сократилась на 7,4% и составила 174,8 млн т. При этом, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), доля мазута в структуре перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге с 2010 по 2015 год возросла с 25 до 29%. Увеличились и объемы перевозки дизельного топлива – с 19 до 21%. В то же время доля сырой нефти сократилась с 22 до 10%. По оценкам ИПЕМ, за 5 лет объемы перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом сократились на 54,5% – с 60 млн т в 2010-м до 27,3 млн т по итогам прошлого года. В чем особенности развития российского рынка перевозок нефтепродуктов, с чем связано уменьшение объемов перевозок нефти и какая перспектива ожидает это направление, рассказал исполнительный директор компании «МОБОЙЛ», одного из ведущих нефтетрейдеров России, Сергей Гордеев.


Российский рынок перевозок нефтепродуктов: особенности и перспективы
– Сергей Николаевич, в чем, на Ваш взгляд, особенность российского рынка перевозок нефтепродуктов?

– Пожалуй, самой очевидной особенностью при сравнении, например, с европейскими рынками является естественная монополия, когда в стране присутствует единственный железнодорожный перевозчик – ОАО «РЖД». При этом все прочие причастные организации являются пользователями его инфраструктуры. Такой формат, безусловно, влияет на развитие рынка: от эволюции одного перевозчика зависит динамика целого сектора экономики.

– Какой объем нефтепродуктов реализует ежемесячно с помощью железнодорожных перевозок компания «МОБОЙЛ»?

– На протяжении последних 5 лет компания «МОБОЙЛ» поставляет от 50 до 70 тыс. т грузов по всей России каждый месяц. И благодаря развитию логистической системы и охвату новых территорий этот объем увеличивается.

– Какова география поставок у компании на сегодняшний день и какой продукт наиболее востребованный?

– Чаще всего к перевозке предъявляются дизельные топлива и бензины. Отмечу, что мы осуществляем поставки по всей России и гордимся прекрасно налаженными перевозками в Западную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток, а также на территорию Республики Саха (Якутия). В то же время северный завоз относится к сложнейшим операциям. Трудности связаны с ограниченностью железнодорожной инфраструктуры в местах перевалки на водный транспорт, с прогрессирующим падением уровня воды в Ленском бассейне, со сжатыми сроками судоходства наряду с большими объемами грузов, которые жизненно необходимо доставить по назначению.

– Кто, как правило, является заказчиком поставок?

– Крупнейшие потребители топлива – это предприятия, владеющие самоходными транспортными средствами, к которым относятся и ОАО «РЖД», и пароходства (речные, морские), и сельскохозяйственные структуры. Также в числе основных заказчиков – автозаправочные станции, специализирующиеся на мелком опте и рознице.

– Так в чем, по-вашему, причина уменьшения объемов перевозки нефтепродуктов в последние годы?

– Есть несколько факторов, влияющих на тенденции развития рынка нефтеперевозок. Сокращению объемов транспортировки нефти в глобальном масштабе, к примеру, способствует спад мировых цен на нефть, снижение спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке, проведение налогового маневра, заключающегося в уменьшении экспортных пошлин и акцизов на нефтеперевозки, а также в повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых в России в течение 2015–2017 гг. Кроме того, одной из причин снижения погрузки нефтесырья выступает падение рентабельности производства темных нефтепродуктов в условиях низких цен на нефть. Отмечается переход на выпуск светлых нефтепродуктов, но в меньших объемах. Также, по мнению экспертов, объемы нефти будут переключаться с железной дороги на трубопроводный транспорт. Однако, по нашему мнению, рынок перевозки нефтепродуктов в целом не пострадает, а будет переориентирован, поскольку есть определенные виды сырья и районы доставки, перевозка в которые возможна только железнодорожным транспортом.

– С глобальными изменениями определились. А есть какие-то частные сложности, с которыми сталкиваются нефтетрейдеры?

– В последнее время перерабатывающие предприятия переходят на более высокий экологический класс выпускаемого топлива. Однако в период таких положительных изменений есть существенная проблема, связанная с перевозкой остатков ранее выпущенного, например, дизельного топлива, которое по содержанию серы не соответствует сегодняшним стандартам. И хотя данный вид запрещен к перевозке железнодорожным транспортом, в вагонах-цистернах регулярно обнаруживаются несливаемые остатки топлива, содержание серы в которых крайне высоко. Такие вагоны приходится промывать чаще, чем это предусмотрено действующими нормами на железнодорожном транспорте.

– Как, на Ваш взгляд, будет развиваться рынок. Что ждет его в ближайшей и долгосрочной перспективе?

– Скорее всего, рынок будет развиваться по нарастающей: увеличится пропускная способность железнодорожного транспорта. Кроме того, сейчас растет качество и скорость работы стивидорных компаний во многих портах Дальнего Востока, а это востребованное направление для отправки грузов. Повышается компетенция грузовладельцев, увеличивается заинтересованность в сотрудничестве и клиентоориентированность различных сторон сделки по нефтеперевозке. В целом мы ожидаем, что рынок станет более цивилизованным, гибким и систематизированным.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Дирк Алборн: Магистраль Hyperloop – перспективы развития

Дирк Алборн: Магистраль Hyperloop – перспективы развития
Последние 5 лет Hyperloop Transportation Technologies (HTT) работает над интеграцией технологий из разных областей для реализации проекта вакуумного поезда. Концепт первого коммерческого проекта уже готов – HTT подписала соглашение с компанией-застройщиком Aldar Properties PJSC по строительству транспортной системы. Магистраль будет расположена в ОАЭ, соединит Абу-Даби, Эль-Айн, Дубай и Эр-Рияд в Саудовской Аравии. Реализацией каких технических и нормативных задач занимается HTT сегодня, рассказал генеральный директор компании Дирк Алборн.
РЖД-Партнер

Вагонники вышли в финал

Вагонники вышли в финал
Национальный союз железнодорожников решил провести финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди специалистов вагонного хозяйства 25–26 июля этого года. Мы задали президенту Национального союза железнодорожников (НСЖ) Юрию Бусыгину три вопроса.
РЖД-Партнер

Rail Baltica: латвийский проект века

Rail Baltica: латвийский проект века
Строительство участка магистрали Rail Baltica является самым масштабным инфраструктурным проектом в железнодорожной отрасли Латвии за последние 100 лет. Совсем недавно озвучен план на текущий год, и в нем среди прочего выделен наиболее серьезный этап – проектирование и соединение Центрального железнодорожного вокзала и рижского аэропорта. Директор департамента развития компании Eiropas dzelzcela linijas Агнис Дриксна рассказал об основных этапах работ по проекту на ближайшие годы.

В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

56.9 56.9
Да, это увеличит пропускную способность
29.3 29.3
Нет, данная инициатива негативно отразится на работе грузоотправителей
13.8 13.8
Затрудняюсь ответить
Все опросы
Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions