RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.12.2016 11:53:58
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Российский рынок перевозок нефтепродуктов: особенности и перспективы

Согласно статистическим данным ОАО «Российские железные дороги», погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожной сети за период с января по сентябрь 2016 года сократилась на 7,4% и составила 174,8 млн т. При этом, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), доля мазута в структуре перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге с 2010 по 2015 год возросла с 25 до 29%. Увеличились и объемы перевозки дизельного топлива – с 19 до 21%. В то же время доля сырой нефти сократилась с 22 до 10%. По оценкам ИПЕМ, за 5 лет объемы перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом сократились на 54,5% – с 60 млн т в 2010-м до 27,3 млн т по итогам прошлого года. В чем особенности развития российского рынка перевозок нефтепродуктов, с чем связано уменьшение объемов перевозок нефти и какая перспектива ожидает это направление, рассказал исполнительный директор компании «МОБОЙЛ», одного из ведущих нефтетрейдеров России, Сергей Гордеев.


Российский рынок перевозок нефтепродуктов: особенности и перспективы
– Сергей Николаевич, в чем, на Ваш взгляд, особенность российского рынка перевозок нефтепродуктов?

– Пожалуй, самой очевидной особенностью при сравнении, например, с европейскими рынками является естественная монополия, когда в стране присутствует единственный железнодорожный перевозчик – ОАО «РЖД». При этом все прочие причастные организации являются пользователями его инфраструктуры. Такой формат, безусловно, влияет на развитие рынка: от эволюции одного перевозчика зависит динамика целого сектора экономики.

– Какой объем нефтепродуктов реализует ежемесячно с помощью железнодорожных перевозок компания «МОБОЙЛ»?

– На протяжении последних 5 лет компания «МОБОЙЛ» поставляет от 50 до 70 тыс. т грузов по всей России каждый месяц. И благодаря развитию логистической системы и охвату новых территорий этот объем увеличивается.

– Какова география поставок у компании на сегодняшний день и какой продукт наиболее востребованный?

– Чаще всего к перевозке предъявляются дизельные топлива и бензины. Отмечу, что мы осуществляем поставки по всей России и гордимся прекрасно налаженными перевозками в Западную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток, а также на территорию Республики Саха (Якутия). В то же время северный завоз относится к сложнейшим операциям. Трудности связаны с ограниченностью железнодорожной инфраструктуры в местах перевалки на водный транспорт, с прогрессирующим падением уровня воды в Ленском бассейне, со сжатыми сроками судоходства наряду с большими объемами грузов, которые жизненно необходимо доставить по назначению.

– Кто, как правило, является заказчиком поставок?

– Крупнейшие потребители топлива – это предприятия, владеющие самоходными транспортными средствами, к которым относятся и ОАО «РЖД», и пароходства (речные, морские), и сельскохозяйственные структуры. Также в числе основных заказчиков – автозаправочные станции, специализирующиеся на мелком опте и рознице.

– Так в чем, по-вашему, причина уменьшения объемов перевозки нефтепродуктов в последние годы?

– Есть несколько факторов, влияющих на тенденции развития рынка нефтеперевозок. Сокращению объемов транспортировки нефти в глобальном масштабе, к примеру, способствует спад мировых цен на нефть, снижение спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке, проведение налогового маневра, заключающегося в уменьшении экспортных пошлин и акцизов на нефтеперевозки, а также в повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых в России в течение 2015–2017 гг. Кроме того, одной из причин снижения погрузки нефтесырья выступает падение рентабельности производства темных нефтепродуктов в условиях низких цен на нефть. Отмечается переход на выпуск светлых нефтепродуктов, но в меньших объемах. Также, по мнению экспертов, объемы нефти будут переключаться с железной дороги на трубопроводный транспорт. Однако, по нашему мнению, рынок перевозки нефтепродуктов в целом не пострадает, а будет переориентирован, поскольку есть определенные виды сырья и районы доставки, перевозка в которые возможна только железнодорожным транспортом.

– С глобальными изменениями определились. А есть какие-то частные сложности, с которыми сталкиваются нефтетрейдеры?

– В последнее время перерабатывающие предприятия переходят на более высокий экологический класс выпускаемого топлива. Однако в период таких положительных изменений есть существенная проблема, связанная с перевозкой остатков ранее выпущенного, например, дизельного топлива, которое по содержанию серы не соответствует сегодняшним стандартам. И хотя данный вид запрещен к перевозке железнодорожным транспортом, в вагонах-цистернах регулярно обнаруживаются несливаемые остатки топлива, содержание серы в которых крайне высоко. Такие вагоны приходится промывать чаще, чем это предусмотрено действующими нормами на железнодорожном транспорте.

– Как, на Ваш взгляд, будет развиваться рынок. Что ждет его в ближайшей и долгосрочной перспективе?

– Скорее всего, рынок будет развиваться по нарастающей: увеличится пропускная способность железнодорожного транспорта. Кроме того, сейчас растет качество и скорость работы стивидорных компаний во многих портах Дальнего Востока, а это востребованное направление для отправки грузов. Повышается компетенция грузовладельцев, увеличивается заинтересованность в сотрудничестве и клиентоориентированность различных сторон сделки по нефтеперевозке. В целом мы ожидаем, что рынок станет более цивилизованным, гибким и систематизированным.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Мы развиваем новую культуру перевозок

Мы развиваем новую культуру перевозок
Рост востребованности вагонов с улучшенными характеристиками отмечают многие эксперты отрасли. Показательна и статистика: только за 2016 год доля инновационных моделей в структуре перевозок выросла почти в два раза. О том, как зарекомендовал себя новый подвижной состав, «РЖД-Партнер» выяснил у генерального директора АО «Первая Тяжеловесная Компания» Владимира Сосипаторова.
РЖД-Партнер

Использование вагонов нового поколения выгодно во всех отношениях

Использование вагонов нового поколения выгодно во всех отношениях
Ежегодная потребность рынка в новом подвижном составе эксперты оценивают в 40 тыс. вагонов. По мнению производителей, достижение этого показателя возможно. О заинтересованности стивидоров в увеличении инновационного парка РЖД-Партнер узнал у заместителя генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» (УПК) Ирины Ольховской.
РЖД-Партнер

Будущее – за компаниями с собственным парком

Будущее – за компаниями с собственным парком
За последнее десятилетие рынок экспедиторских услуг поредел – с него ушли очень многие мелкие компании, охватывающие узкое количество перевозок. Сейчас такая же тенденция наблюдается и у перевозчиков среднего звена. Дальнейшие тенденции транспортного логистического сегмента РЖД-Партнер обсудил с директором по танк-контейнерам Группы Компаний «БАЛТИКА-ТРАНС» Валентином Туртиа.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions