+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2018 16:55:34
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Разработку проекта развития магистральной инфраструктуры следует начинать с системного планирования грузовой базы

В майском указе президент России Владимир Путин поручил утвердить к 1 октября текущего года комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Стоимость железнодорожных проектов в документе оценивается в 6 трлн руб. Как разработанный Минэкономразвития план может быть реализован и как он соотносится с другими федеральными проектами по развитию железнодорожной инфраструктуры, РЖД-Партнеру рассказал президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Разработку проекта развития магистральной инфраструктуры следует начинать с системного планирования грузовой базы
 Александр Николаевич, каковы предпосылки для создания комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года? 

– Предпосылки понятны – это долгосрочное планирование развития под инвестиционный цикл. Для того чтобы привлечь в любую отрасль инвестиции, должна быть понятна государственная политика и конфигурация развития инфраструктуры перевозочных средств на более длительную перспективу, чем это было и пока остается в рамках бюджетного планирования, рассчитываемого на 3 года.

 Что стоит учесть в реализации магистрального плана?

– Все текущие планы по развитию железнодорожной инфраструктуры должны способствовать развитию тех отраслей экономики, которые железная дорога обслуживает. По нашему мнению, РЖД не являются самостоятельной отраслью, которая может развиваться в отрыве от планов грузовладельцев. Если мы говорим о долгосрочном проекте, следует начинать с системного планирования грузовой базы. Этой составляющей сейчас не хватает. Внешние рынки волатильны, и ситуация в условиях торговых войн может развиваться по незапланированному сценарию.

Поэтому, на наш взгляд, с наиболее крупными грузоотправителями следует заключать длительные договоры на обеспечение транспортного обслуживания. Ситуация такова, что 150 грузоотправителей (из нескольких тысяч) дают 60% погрузки на сети.
Такая мера позволила бы инвесторам и ОАО «РЖД» компенсировать часть вложенных в развитие инфраструктуры средств при возникновении непредвиденных обстоятельств. К примеру, в случае если новый железнодорожный участок не окупается и погрузка падает более чем на 30%, включается механизм компенсации потерянных доходов. Здесь можно говорить о включении сетевой инвестиционной составляющей. Это можно сделать предметом трехстороннего договора между железной дорогой, государством и грузоотправителем. 
Только когда мы защитим инвестиции и доходы гарантированными механизмами, мы сможем реализовывать такие грандиозные проекты. Пока таких инструментов нет и говорить о гарантированном выполнении анонсированных планов не приходится. 

 Как этот план соотносится с проектами развития других видов транспорта?

– Никак, он недостаточно системный. Не стоит забывать о развивающейся конкуренции с иными видами транспорта, существенном переключении грузов II и III классов и даже иногда I класса на грузовой автомобиль. Кроме того, активно развивается трубопроводный и продуктопроводный транспорт.

Главной проблемой, на наш взгляд, является то, что за периметр федерального регулирования выведены пути необщего пользования. Ситуация там плачевная – и в плане состояния инфраструктуры, и в плане тарифной политики. Они регулируются совершенно по разным методикам. Ставки, в расчете на т-км, отличаются в несколько раз. Стоит вернуть федеральный уровень регулирования путей необщего пользования, хотя бы для универсализации норм, правил и методик построения тарифов с обязательным их включением в периметр долгосрочного планирования. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions