+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.11.2018 14:35:59
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Почему железнодорожные колеса подорожали?

На этот вопрос редакция ИА РЖД-Партнер попросила ответить директора по продажам железнодорожных колес АО «ВМЗ» Дмитрия Цхе.
Почему железнодорожные колеса подорожали?
– Дмитрий, почему, на Ваш взгляд, образовался дефицит колес?

– В 2014–2016 гг. из-за неравномерного потребления колес, которое было усугублено использованием б/у колес с 260 тыс. списанных вагонов вместо новых колес, мощности Выксунского металлургического завода простаивали (загрузка в эти годы составляла 39–55%). На это время пришлась также высокая фаза цикличного рынка (на 2–3 года высокого спроса приходится 3–4 года низкого, потом все повторяется).

В частности, в 2013–2016 гг. колесные мощности ВМЗ и других российских производителей при полной загрузке могли бы дополнительно поставить на российский рынок до 2 млн ед. Вместо этого они работали в треть силы. То был период, когда колесопрокатное производство ВМЗ работало фактически в убыток. (При этом доля того же демпингового украинского импорта все те годы была существенной и составляла от 10 до 24%.)

Предприятие несло полный объем издержек на поддержание работоспособности оборудования и сохранение трудовых коллективов. К примеру, часть персонала колесопрокатного комплекса ВМЗ была временно трудоустроена в других цехах завода и переведена на неполный рабочий день с сохранением зарплаты. В это время ВМЗ не переставал заниматься повышением эффективности производства и качества колес.

С 2012 года по настоящее время ОМК инвестировала в их производство на ВМЗ более 2,8 млрд руб., в том числе начав выпуск инновационных и высокоскоростных колес, а также для удовлетворения растущих требований клиентов к качеству. При этом большая часть средств вложена именно в период низкого спроса в 2015–2017 гг. За счет этого позднее, с началом пикового спроса, ВМЗ смог быстро нарастить загрузку до 100%.

Также хотелось бы отметить, что в текущем году ВМЗ закрыл мартеновское производство, колесопрокатный цех перешел на непрерывнолитую заготовку, были установлены современные пильные комплексы и модернизирован ряд участков. Все эти реализованные проекты позволят в 2018–2019 гг. увеличить объемы производства железнодорожных колес на 50 тыс. ед. – до 900 тыс. ед. в год. В настоящее время ОМК рассматривает реализацию пула инвестпроектов на сумму в 2,3 млрд руб. с тем, чтобы при подтверждении спроса потребителями колес увеличить потенциальные мощности ВМЗ до 970 тыс. колес в год.

– Что произошло на рынке в прошлом году?

– К 2017 году на рынке возникла такая ситуация: во-первых, вагоны, отремонтированные в 2014–2016 гг. с использованием б/у колесных пар со списанных вагонов, имеющих сниженный ресурс, потребовали массовой замены колес на новые, в дополнение к ежегодному цикличному спросу в сегменте ремонтов.

Во-вторых, замены потребовали и колеса новых вагонов согласно жизненному циклу, которые в рекордном количестве были построены в 2012–2013 гг.

В-третьих, производители колес не имели информации о потребности вагоноремонтных предприятий в колесах на перспективу, а прогнозы вагоностроительных предприятий о своей потребности в колесах на 2018 году в открытых источниках говорили либо о сохранении потребности на уровне 2017-го, либо о небольшом росте на уровне, не превышающем 3%.

При этом все понимают, что производственные мощности производителей колес – это колоссальные по масштабам металлургические и машиностроительные цеха, невозможно по мановению руки многократно увеличить их мощность с тем, чтобы за несколько месяцев удовлетворить взрывной рост спроса на ЦКК. Они сбалансированы с учетом среднего спроса, цикличности и прогнозов.

– Какой из этого можно сделать вывод?

– Из этого можно сделать вывод, что главной причиной ажиотажного спроса на колесные пары с новыми колесами в 2018 году, по нашему мнению, стало отсутствие стратегического планирования при ремонте вагонов операторами и собственниками.

Кроме того, повлияли на ситуацию отсутствие создания запасов запчастей вагоноремонтными предприятиями, а также запрет продления срока службы вагонов, что привело к появлению большого количество б/у запасных частей.

– А что касается цены на продукцию вашего предприятия?

– По нашей информации, российские производители продают колеса на рынке РФ значительно дешевле зарубежных (Китай и Украина) производителей. Да, Украина все также присутствует на рынке ЕАЭС в объемах поставок, сопоставимых с объемами до введения пошлин (в 2018 г. ожидается около 180 тыс. штук импорта в РФ).

Даже отмена антидемпинговых пошлин в размере 34,22% на импорт колес из Украины, что невозможно представить, не приведет к увеличению поставок колес в Россию, так как мощности «Интерпайпа» загружены полностью. Рост украинского импорта в Россию ограничен только этим, а не пошлинами, которые компания «Интерпайп» успешно преодолевает, пользуясь наличием своей аффилированной компании в России и занижая таможенную стоимость. (Эта схема позволяет платить пошлины с меньшей базы и таким образом легко преодолевать справедливо установленную защиту от демпинга).

Относительно цены колес производства ВМЗ – она ниже экспортной и импортной альтернатив и необоснованного завышения цены нет. В течение 2015–2016 гг. стоимость колес ВМЗ для основных поставщиков была практически неизменной, но при этом росла цена сырья для их производства.

Повышение цен на колесо началось только в 2017–2018 гг., но этот рост меньше, чем рост цен на сырье, цен естественных монополий и т. д. В частности, цена лома и заготовки с 2014 года выросла на 67–68%, а цена колеса ВМЗ за последние 1,5 года выросла на 25%. При этом цена на колесные пары, продукт значительно менее капиталоемкий и менее сложный в производстве, чем выпуск колес, выросла, судя по информации с рынка, за этот период на 60%.

Цены на колеса ВМЗ являются для потребителей прозрачными. С большинством стратегических покупателей (ОАО «РЖД» и крупные ВРК) ВМЗ связывают долгосрочные договоры с формульными индикаторами ценообразования, учитывающими стоимость входящего сырья и инфляцию.

По нашему мнению, не допустить повторения ажиотажного спроса, который был вызван отсутствием в предыдущие годы адекватного обслуживания вагонов – массовым проведением ремонтов бывшими в употреблении колесными парами, поможет планирование операторами и собственниками вагонов потребностей в колесах на 4–5 лет, подписание долгосрочных договоров между собственниками и операторами подвижного состава с вагоноремонтными предприятиями, создание запасов колес вагоноремонтными предприятиями в периоды снижения спроса и другие совместные организационные мероприятия.

Беседовал Александр Солнцев
Вопрос ремонта вагонов, ценообразования на комплектующие и другие актуальные темы, касающиеся перевозок грузов, будут детально раскрыты в рамках XVI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую проводит редакция журнала РЖД-Партнер 5 декабря в Москве.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions