+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2018 14:25:53
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Переход на цифру: выиграют все

Тема цифровизации экономики стала одной из ключевых на IV Восточном экономическом форуме, прошедшем в начале сентября 2018 года во Владивостоке. В то же время объявленный на железных дорогах РФ переход на цифру до сих пор порождает больше вопросов, чем ответов. О целях цифровых инноваций и о том, какой эффект ожидается от их внедрения, РЖД-Партнеру рассказывает первый заместитель начальника службы технической политики Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Александр Симоненко.
Переход на цифру: выиграют все

– Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, в чем заключается цель цифровизации, помимо столь очевидных вещей, как ускорение информационных потоков и замена бумажного документооборота электронным?

– Перевод любых технологических процессов на цифру в первую очередь должен привести к росту производительности и сокращению затрат как для поставщика услуг, так и для клиентов. При этом суть цифровизации сводится не только к экономии времени и денег, но и к возможности создать наилучший алгоритм действий, выигрышный для всех участников процесса, иначе говоря, получению эффекта win-win.

– Какие процессы можно оцифровать именно на железных дорогах?

– Первое, что приходит на ум, связано с оптимизацией документооборота, которая позволит не дублировать электронный вариант традиционным бумажным, как это делается сейчас, а полностью его исключить. Второе – это возможность аккумулировать огромное количество данных для того, чтобы учесть все многочисленные факторы, влияющие на перевозочный процесс. Это должны быть не только сведения о грузе, направлении его движения, собственнике вагона, в котором его перевозят, но и о конъюнктуре рынка, дорожной обстановке, загруженности станций и даже информация о погодных условиях. Например, если во Владивостоке дует шквалистый ветер скоростью более 50 м/с, то это определенно влияет на перевозочный процесс, потому что суда не могут подходить к причалу по графику, грузы приходится закреплять и так далее. Соответственно, надо менять график подвода судов к причалам и подачи вагонов на пути необщего пользования порта. При этом надо понимать, что для машины чем больше данных, тем лучше, потому что, получив больше вводной информации, она примет более точные и взвешенные решения. Более того, система сможет сама учиться на ходу: если человек будет показывать ей верные шаги, то она их запомнит и использует в будущем.

– Цифровизация на полигоне ДВЖД чем отличается от ее внедрения на других дорогах?

– Развитие цифровизации на полигоне ДВЖД логично подразумевает улучшение взаимодействия со странами АТР в части транспортного сообщения, включая транзитные перевозки. Приморье соседствует с несколькими странами: Китаем, Японией, Северной и Южной Кореей, и каждое из этих государств использует свои информационные системы. Поэтому встает вопрос об их совместимости и построении единой цифровой платформы, которая позволит не только решать многие проблемы товарообмена, но и создавать более качественные транспортные продукты.

– Как это может выглядеть на практике?

– Давайте представим, что грузоотправитель, например, из Гуанчжоу хочет отправить контейнеры в Финляндию. Он начинает искать варианты маршрутов, тарифы, ставки фрахта и тратит довольно много времени на поиск, сравнение и выбор оптимального варианта. В перспективе же он сможет просто заложить характеристики своего груза и направление перевозки в систему, которая, располагая массивом данных, включающим даже такие детали, как наличие локомотивов на определенных станциях, спланирует сроки и варианты доставки. Это математика, которая даст клиенту конкретику выполнения его заказа и предоставит репрезентативный выбор. Система позволит прогнозировать, рассчитать график отправки груза, свяжет производителя или продавца товаров и грузополучателя, рассчитает необходимые ресурсы.

– Такой детальный подход скажется на цене сервиса?

– Та экономия, которую при внедрении цифровизации получит поставщик услуг, по сути, позволит клиенту не только не тратить дополнительные средства, но и выбирать сервисы разной стоимости в зависимости от его возможностей и желаний. Приведу пример из сферы пассажирского авиатранспорта: когда мы ищем варианты полета, то можем выбирать между более дорогим прямым рейсом и более дешевым стыковочным или между рейсом подороже сейчас и подешевле через несколько дней. Примерно так может быть и в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

– Как поможет клиенту цифровизация, если нужна перевалка или обработка груза в пути?

– Клиент в идеале вообще не должен думать о том, кто и как будет переваливать его груз. Мы знаем, что работа железнодорожного транспорта и, к примеру, морского связана, то есть действия одного элемента системы сказываются на другом. Поэтому цифровизация на железной дороге должна рассматриваться вместе с переходом на цифру и других видов сообщения, например, причалы портов тоже должны стать элементами единой цифровой платформы. В целом это должно быть взаимодействие на основании консенсуса, при котором переговоры ведут машины, а результатом становится оптимальный для клиента и поставщика пакет услуг.

– Каким образом цифровые технологии смогут учитывать риски, особенно такие, как логический контроль на железных дорогах?

– Дело в том, что в цифровом пространстве на передачу информации требуются доли секунды, и машина принимает решения, основанные на логике. В целом риски исключить, конечно, невозможно, но их можно будет свести к минимуму. В идеале платформа при возникновении рисков должна пересчитать ситуацию примерно так же, как это делает автомобильный навигатор, разумеется, с учетом того, что мы имеем дело с путями общего пользования. Платформа также должна определить, как ограничить погрузку для определенного клиента, чтобы избежать пробки на инфраструктуре. При этом нужно также рассчитать, как впоследствии наверстать упущенное, чтобы этот клиент не понес ущерб.

– В процессе железнодорожных перевозок, помимо перевозчика и грузовладельца, участвуют также и операторы подвижного состава. Как их деятельность будет учитываться в работе цифровой платформы с учетом того, что ставки на предоставление вагонов являются коммерческой тайной?

– Система должна это обстоятельство учитывать. К тому же операторы откроют свои ставки только машине, и конкуренты их, разумеется, не узнают. Другое дело, что многие операторские компании пока не готовы раскрывать свои финансовые данные даже системе. Главное здесь – объяснять, что машина в принципе не может быть приверженцем какой-то одной стороны технологического процесса, ее задача – искать вариант, выгодный для всех. Кстати, для компаний-операторов система должна предложить и другие возможности, например, варианты обмена парком с другой операторской компанией на определенных участках пути, где это целесообразно и выгодно.

 На какой стадии цифровизации железные дороги находятся в данный момент?

– Во многих областях компания ушла далеко вперед, таких как электронные продажи, но в области построения цифровой платформы – на первичной [стадии], пока идет процесс изучения, определяются потребности как клиентов РЖД, так и самого перевозчика, и те продукты, которые способны их удовлетворить. Можно сказать, что это стадия кристаллизации, ведь в перевозочном процессе участвует много сторон, поэтому мы уже встречались и с представителями операторского сообщества, и ключевыми грузоотправителями. При этом здесь, на ДВЖД, мы видим успешные примеры цифровизации железнодорожного транспорта у наших соседей, например в Японии. То есть мы понимаем, к чему стремиться, и что для этого необходимо связать в единое целое все элементы будущей цифровой системы, а также создать для ее разработчиков четкое техническое задание и поставить KPI.

– Насколько верно сегодня понимают цели цифровизации на железных дорогах с учетом того, например, что электронный документооборот стал реальностью, но пока не исключил бумажный?

– Цели понятны и ясны, намеченные в компании шаги приведут железные дороги к искомой цели. Что касается документооборота, думаю, что основная цель цифровизации – экономия ресурсов, главным из которых сейчас становится время, но и здесь поспешность может привести к необратимым последствиям. Сегодняшняя работа направлена к постепенному переходу с исключением потенциальных рисков для всех участников перевозочного процесса. Когда все причастные это осознают, тогда и будет достигнут взаимовыгодный консенсус, при котором проигравших не окажется, а выиграют все.

Беседовала Марина Ермоленко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions