+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.11.2017 13:32:28
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Открытие Абхазской железной дороги выгодно всем сторонам

В конце ноября в Швейцарии представители России, Грузии и швейцарской компании SGS обсудят перспективы соглашения 2011 года о создании транспортных коридоров. Страны возобновили переговоры об открытии трех путей, два из которых пролегают через частично признанную Республику Абхазию. О том, какими техническими возможностями и экономическими перспективами обладают данные направления, рассуждает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Открытие Абхазской железной дороги выгодно всем сторонам
– Александр Николаевич, какие препятствия стоят перед реализацией данного проекта, обсуждение которого началось еще в 2011 году?

– Поскольку наличие транспортной инфраструктуры всегда является драйвером развития прилегающих территорий и туризма, экономически возобновление прямого железнодорожного сообщения по причерноморскому участку выгодно для всех сторон. Неустранимых технологических препятствий для пропуска грузовых и пассажирских поездов по данному направлению также нет. Основные участки Абхазской железной дороги функционируют и даже электрифицированы. Таким образом, экономических, технологических и организационных препятствий для реализации проекта не существует.

– Какова вероятность того, что стороны придут к согласию с учетом текущих политических реалий в регионе?

– Только нежелание прогресса в регионе может замедлить решение вопросов, полезных для людей и для бизнеса. К сожалению, давно минувшие политические события до сих пор влияют на принимаемые решения. В информационном пространстве появилось множество статей, критикующих желание сторон возобновить переговоры. Однако претензии никак не касаются экономики. Для решения геополитических противоречий стороны могут вести контроль перевозимых грузов с помощью GPS и предоставлять данные нейтральной (третьей) стороне. В данном случае Швейцария выбрала подходящую компанию по взаимному согласию всех сторон. Такое соглашение достигнуто и вступило в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО.

– Каким странам в первую очередь будет выгодно открытие торговых коридоров, помимо Грузии и России?

– Возобновление прямого железнодорожного сообщения выгодно всем странам региона. Грузия получит увеличение транзитного плеча и доходов от пропуска грузов из третьих стран, прежде всего из Армении и в обратном направлении. Для Грузии открывается прямой выход на рынок причерноморских регионов Российской Федерации, который с развитием инфраструктуры для зимнего отдыха стал отличаться хорошей всесезонной емкостью. Прямое пассажирское сообщение между Москвой и Тбилиси откроет этот регион для большого числа туристов, которые не пользуются авиатранспортом. Конечно, решение данного вопроса позволит выйти на прямое сообщение с рынками государств Евразийского экономического союза для Армении. Это опять же даст дополнительный прирост транзита для Грузии.

Еще в конце 1860-х гг. строящаяся железная дорога должна была соединить Черноморское побережье с Каспийским, сократить транзитный путь в Закавказье наполовину. Планировалось, что линия также даст дополнительные возможности для развития всех черноморских портов и обеспечит развитие прилегающих к дороге черноморских курортов и рост товарооборота в регионе. Поэтому данный проект будет выгоден и отдельным регионам Азербайджана.

Наконец, дополнительный железнодорожный маршрут станет еще одним конкурентоспособным направлением для глобального транзита. Новый путь будет полезен для ряда стран, пользующихся транспортным коридором Запад – Восток и ответвлениями МТК Север – Юг.

Достаточно вспомнить рекордный для этой дороги 1975 год, когда по ней было перевезено 4,2 млн пассажиров и 3,2 млн т грузов. Разве в самом регионе кому-то может быть это не выгодно?

– В каком состоянии находится инфраструктура абхазской железнодорожной линии?

– По состоянию на 2017 год восстановлена практически вся дорога (221 км пути). Процесс реконструкции длился в своей самой активной стадии с 2008 года, когда был отремонтирован участок Сухум – Очамчира. В 2011-м была проделана самая трудоемкая работа по восстановлению 130 км пути и 166 стрелочных переводов. В настоящее время действует электрифицированный участок Псоу (граница с Российской Федерацией) – Сухум. По нему грузовые поезда следуют с электровозной тягой, пассажирские – с тепловозной. Большинство станций подключено к автоматизированной системе управления резервированием пассажирских мест «Экспресс». В 2015 году было восстановлено полотно на восточном участке от ст. Сухум в сторону ст. Ингири. По линии Ткуарчал – Очамчира осуществляются перевозки угля в одноименный порт. Еще в июне 2011-го было открыто движение пассажирских электропоездов между Сочи и Сухумом.

Со временем возобновилось курсирование пассажирских поездов Москва – Сухум, дополнительных летних поездов Санкт-Петербург – Сухум, Самара – Сухум и Белгород – Сухум.

Для запуска поезда Тбилиси – Москва, о котором поет в одной из наиболее трогательных песен всемирно известная грузинская певица Тамара Гвердцители, все готово. Теперь слово за самой Грузией.

– Можно ли сказать, что данный путь – наиболее перспективный выход для Армении на международную железнодорожную сеть?

– Данный путь наиболее перспективен не только для Армении, но и для самой Грузии. Единственным прямым автодорожным сухопутным сообщением с Россией сейчас является весьма сложный перевал с погранпереходом в Верхнем Ларсе. Несмотря на усилия сторон по обустройству инфраструктуры перехода, природу не обуздаешь. Поэтому, например, в период массового предновогоднего потребительского спроса фуры с товарами стоят в пробках в ожидании улучшения погодных условий. Снежные заносы и сходы лавин в это время здесь не редкость. Что уж говорить о простых людях. И о потерянном туристическом потоке. Для Армении вопрос стал еще более актуальным со вступлением в Евразийский экономический союз.

– На сколько процентов может увеличиться товарооборот между Россией и Грузией в случае открытия железнодорожной линии?

– По итогам 2016 года товарооборот между Россией и Грузией вырос на 17%. Сопоставимое повышение ожидается и в текущем году. В денежном эквиваленте объем приближается уже к $1 млрд. В лучшие времена, при перевозках более 3 млн т в год только по железной дороге, объем товародвижения между регионами достигал $32 млрд в год. Так что потенциал в перспективе значителен. По экспертным оценкам, от открытия прямого выхода на перспективные рынки сбыта России и стран ЕАЭС товарооборот после реализации проекта может вырасти как минимум на четверть.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions