+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2017 10:40:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Новые экспортные реалии

Традиционно основной вклад в увеличение общего экспорта вносит топливо и другие сырьевые грузы. Однако в последнее время все больше внимание уделяется развитию несырьевого экспорта. Не так давно премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил перечень продукции, товаров, работ и услуг, экспорт которых будет поддерживаться федеральными органами в приоритетном порядке. О том, что и куда вывозится сейчас и как можно развивать несырьевой экспорт, рассказал управляющий директор Российского экспортного центра (РЭЦ) по международному продвижению торговли Михаил Мамонов.
Новые экспортные реалии
– Михаил Викторович, какова динамика перевозки несырьевого экспорта в контейнерах из РФ?
– РЭЦ активно поддерживает идею Китая «Один пояс – один путь». Полагаем, ее реализация будет способствовать не только развитию двусторонней торговли, но также существенно повысит эффективность отношений на всем евроазиатском континенте. Создание транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должно привести к существенному росту внутриевразийской торговли и интенсификации экономического развития внутренних территорий Евразии, а также стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. 
Для обеспечения надлежащей транспортно-логистической инфраструктуры РЭЦ совместно с китайской логистической компанией «Синотранс», правительством Калужской области и ОАО «РЖД» 6 декабря 2016 года подписал четырехстороннее соглашение о сотрудничестве по строительству транспортно-логистического коридора Ворсино – Шилун. Оценочный объем ежегодных поставок продукции отечественных производителей на рынок КНР может превысить 50 тыс. TEU. По итогам ряда переговоров РЭЦ с заинтересованными сторонами были согласованы льготные расценки на услуги ПАО «ТрансКонтейнер» и китайской перевозочной компании «Синотранс», благодаря чему удалось снизить стоимость перевозки одного 40-футового контейнера по железнодорожному маршруту через Забайкальск до $2600.
Первая партия товаров по новому маршруту была отправлена с российской территории 5 апреля 2017 года, а встречный поезд с китайскими товарами ушел со ст. Шилун (провинция Гуандун) 11 апреля. Основные пункты назначения – порт Далянь (с дальнейшей доставкой фидерными судами до любого порта или автотранспортом до получателя) и ст. Шилун (провинция Гуанчжоу). Основное преимущество нового маршрута – сокращение сроков доставки грузов до 14 дней при существенной экономии расходов.
В период с 5 апреля по 9 августа по новому экспортному железнодорожному маршруту Ворсино, РФ – Далянь, КНР было отправлено 87 контейнеров. Периодичность отправок составила 2 раза в неделю.
Из основных товаров можно выделить: мука, металлоконструкции, бытовая химия, пластиковые трубы, стеклоткань.
Общая стоимость груза, отправленного на экспорт в КНР, составила около $9 млн. Цифры пока что небольшие, но маршрут необходимо «раскатать», и на это сейчас направлены наши усилия.

– Какова доля несырьевого экспорта из РФ? Растет ли она в последние годы?
– Несырьевой неэнергетический экспорт России в январе – июне 2017 года, по расчетам РЭЦ, составил $57,2 млрд (34,2% от общего). По сравнению с январем – июнем 2016-го он увеличился на $9 млрд, или 18,7%. Положительная динамика экспорта к аналогичному периоду предыдущего года фиксируется восьмой месяц подряд. Рост обеспечен в первую очередь благодаря повышению мировых цен, но также и расширением физических объемов поставок, улучшением экспортной номенклатуры. Главный вклад в увеличение экспорта внесла металлопродукция (45% суммарного прироста), существенный – продовольствие (16%), химические товары (15%), продукция машиностроения и лесобумажные товары (по 7%). Основными направлениями несырьевого неэнергетического экспорта из России в последние годы являются СНГ, Европа и АТР, существенное значение также имеют Америка, Ближний Восток, Африка. Главными контрагентами России по несырьевому неэнергетическому экспорту выступают Китай (8,6%) и Казахстан (8%), периодически меняющиеся местами, в число крупнейших партнеров также входят Белоруссия (6,5%), США (5,8%) и Турция (5,3%).

– Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять для увеличения экспорта за счет контейнерных перевозок?
– Необходимо снизить железнодорожные тарифы на доставку, а также добиться выравнивания тарифа на рефрижераторные перевозки с перевозками в универсальных контейнерах для обеспечения притока потенциального объема экспортных грузов.
Отдельно необходимо проработать вопрос о создании благоприятных тарифных условий для перевозок пищевой и другой продукции в Китайскую Народную Республику, которые могли бы значительно повлиять на рост объемов поставок российских товаров не только по новому логистическому маршруту, но и в общем экспортном потоке в зарубежные страны.
Для возможного увеличения объемов поставок российской продукции с использованием железнодорожного транспорта сотрудниками Российского экспортного центра во взаимодействии с Минсельхозом России был подготовлен проект постановления о возможности для российских компаний компенсировать часть затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным транспортом, в том числе железнодорожным. В настоящий момент данный проект находится на редакции в Минсельхозе России.

– Планируется ли создание новых маршрутов?
– Да, сейчас прорабатывается новый вариант отправок пищевой продукции российских производителей в Китайскую Народную Республику. Товары по этому маршруту будут отправляться со ст. Ворсино и доставляться в г. Чэнду, КНР. Поезд будет следовать транзитом через Монголию, с прохождением границы на ст. Наушки (Республика Бурятия). Такой маршрут позволит многократно увеличить объем отправок именно продуктов питания, так как большую часть контейнерного поезда будут составлять рефрижераторы.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions