• Ставка на полувагон
    2130
    0.3 %
    руб./сут.
    июнь 2018
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.69 0 EUR ЦБ РФ 72.53 0
    BTC 6491.43 usd BTC 410242.15 rub
RU EN
RU EN
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2017 10:59:21
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

На рельсах инноваций

Сегодня – День науки. О роли отраслевой науки мы побеседовали с генеральным директором АО «ВНИИЖТ» Виктором Степовым.
На рельсах инноваций
Мультипликативный эффект

 Виктор Васильевич, какую роль в инновационном развитии системы железнодорожного транспорта играет отраслевая наука?

– Железные дороги работают и развиваются в условиях динамичных изменений экономической ситуации и требований общества и государства, появления новых технических и технологических решений, в том числе – на конкурирующих видах транспорта. Для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы внешней среды, и сами железные дороги должны меняться, постоянно повышая эффективность своей деятельности. Мы видим задачу отраслевой науки в том, чтобы формировать базу для проведения таких изменений.

Современные оценки показывают, что темпы экономического роста в мире более чем на 60% обеспечивается за счет накопления инноваций, ключевую роль в котором играет развитие НИОКР. Мультипликатор от затрат в НИОКР оценивается в 3,5 – 4 раза и более.

Стратегия холдинга «РЖД» определила миссию, стратегические цели Российских железных дорог до 2030 г., основные направления и инструменты их достижений. Реализация этих целей должна быть обеспечена научной поддержкой.

Кардинальный рост эффективности ОАО «РЖД», предусмотренный Стратегией (а главными стратегическими задачами являются увеличение масштаба бизнеса, эффективности основной деятельности, качества продуктов, услуг и процессов), требует реализации инновационного прорыва, поскольку организационные рычаги повышения эффективности в значительной степени ограничены.

Именно наука должна позволить отрасли более динамично двигаться вперед.

Масштабные проекты

– Какое место в отраслевых научно-исследовательских проектах занимает сейчас ВНИИЖТ? О каких достижениях в этом плане можно рассказать?

– Сегодня институт – головная научная организация ОАО «РЖД» в сфере разработки, создания, испытания и внедрения техники, технологий, исследований корпоративной экономики и интеграции научных разработок на железнодорожном транспорте. Миссией АО «ВНИИЖТ» является развитие и научное сопровождение национальной транспортной системы России и государств-партнеров через разработку базовых технологий для железнодорожного транспорта, проведение научных исследований, обеспечение эффективных испытаний новой техники и объектов железнодорожной инфраструктуры, нормотворческую, методологическую и экспертную поддержку реализуемых и перспективных проектов железнодорожной и смежных отраслей.

Наличие широкого круга компетенций позволяет институту реализовывать полный цикл научных разработок от идеи и математической модели до опытных образцов, проводить сертификационные и ресурсные испытания новой техники и конструкций, разрабатывать отраслевые и государственные стандарты, выполнять экономическую оценку конкретных технических, технологических и управленческих решений, включая построение тарифной системы. Разработанный Институтом инновационный документ – Прейскурант № 10-01 лег в основу структурных изменений перевозочной деятельности, обеспечил стимулы для развития конкуренции и привлечения инвестиций в подвижной состав.

Сохраненная (с немалыми трудностями) в период реформирования системы образования и работающая аспирантура ВНИИЖТа дает мощную «подпитку» нашим научным школам. Важную роль в этом играет наличие в Институте диссертационного совета по ключевым железнодорожным специальностям: путь и подвижной состав.

Таким образом, в институте действует многоуровневая система подготовки научных кадров высшей квалификации, являющаяся основой развития кадрового научного потенциала ВНИИЖТа.

В рамках реализации стратегических задач развития ОАО «РЖД», институт готов приступить к следующим перспективным работам, обеспечивающим компании значимые экономические эффекты.

Взгляд в будущее

– Каково Ваше отношение к инновационным транспортным системам будущего, о которых сейчас много говорят (гиперпетля, струнный и магнитолевитационный транспорт, легкорельсовые железнодорожные системы)?

– Железнодорожный транспорт в начале XXI столетия переживает этап инновационного ренессанса, главным вектором которого являются повышение скорости и экономичности перевозок. Для того, чтобы углубить тенденции инновационного развития отрасли, необходимо обеспечить синергию железнодорожных инноваций с инновационными транспортными системами будущего (такими как магнитолевитационный и вакуумно-левитационный транспорт), с тем, чтобы эти системы становились не конкурентами железных дорог, а развивались в гармонии с железными дорогами, расширяя их возможности.

В рамках Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», работающего «на площадке» АО «ВНИИЖТ», осуществляется регулярный мониторинг развития инновационных транспортных систем. Особое внимание уделяется магнитолевитационному и вакуумно-левитационному транспорту.

В результате проведенных инициативных исследований, к которым были привлечены представители ведущих транспортных университетов страны (ПГУПС, МИИТ), специализированных научных организаций, институтов РАН, определены ключевые технические и экономические требования к развитию инновационных транспортных систем, анализируются варианты конкретных проектов. При этом мы предполагаем наладить тесное сотрудничество с профильной рабочей группой, созданной в Минтрансе под руководством министра Максима Соколова.

Углубление научной проработки параметров и технических решений для магнитолевитационных и вакуумно-левитационных транспортных систем должно быть обеспечено в рамках грантовой тематики, совместно финансируемой РФФИ и ОАО «РЖД». Ученые ВНИИЖТа, совместно с представителями фундаментальной науки, подали ряд заявок на этот конкурс.

Таким образом, мы не просто наблюдаем за развитием инновационных транспортных систем, а активно в нем участвуем, для того, чтобы обеспечить синергию этого развития с развитием железных дорог и, на этой основе, повысить стратегическую конкурентоспособность железнодорожной отрасли.

Беседовал Андрей Лазарев

(Полный текст интервью см. в ближайшем выпуске журнала «РЖД-Партнер»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Как расшить узкие места на сети РЖД

Как расшить узкие места на сети РЖД
Как повысить пропускную способность наиболее грузонапряженных маршрутов на сети – этот вопрос сегодня один из ключевых для железнодорожного транспорта. И он требует неординарных решений. Своими мыслями на эту тему поделился заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», д. т. н., профессор Александр Осьминин.
РЖД-Партнер

Дирк Алборн: Для нас больший интерес представляют государственные проекты

Дирк Алборн: Для нас больший интерес представляют государственные проекты
Последние 5 лет Hyperloop Transportation Technologies (HTT) работает над интеграцией технологий из разных областей для реализации проекта вакуумного поезда. Концепт первого коммерческого проекта уже готов – HTT подписала соглашение с компанией-застройщиком Aldar Properties PJSC по строительству транспортной системы. Магистраль будет расположена в ОАЭ, соединит Абу-Даби, Эль-Айн, Дубай и Эр-Рияд в Саудовской Аравии. Реализацией каких технических и нормативных задач занимается HTT сегодня, рассказал генеральный директор компании Дирк Алборн.
РЖД-Партнер

Дирк Алборн: Магистраль Hyperloop – перспективы развития

Дирк Алборн: Магистраль Hyperloop – перспективы развития
Последние 5 лет Hyperloop Transportation Technologies (HTT) работает над интеграцией технологий из разных областей для реализации проекта вакуумного поезда. Концепт первого коммерческого проекта уже готов – HTT подписала соглашение с компанией-застройщиком Aldar Properties PJSC по строительству транспортной системы. Магистраль будет расположена в ОАЭ, соединит Абу-Даби, Эль-Айн, Дубай и Эр-Рияд в Саудовской Аравии. Реализацией каких технических и нормативных задач занимается HTT сегодня, рассказал генеральный директор компании Дирк Алборн.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions