• Ставка на полувагон
    2072
    5.5 %
    руб./сут.
    декабрь 2017
  • Финансы USD ЦБ РФ 59.28 0 EUR ЦБ РФ 69.64 0
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
08.02.2017 10:59:21
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

На рельсах инноваций

Сегодня – День науки. О роли отраслевой науки мы побеседовали с генеральным директором АО «ВНИИЖТ» Виктором Степовым.
На рельсах инноваций
Мультипликативный эффект

 Виктор Васильевич, какую роль в инновационном развитии системы железнодорожного транспорта играет отраслевая наука?

– Железные дороги работают и развиваются в условиях динамичных изменений экономической ситуации и требований общества и государства, появления новых технических и технологических решений, в том числе – на конкурирующих видах транспорта. Для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы внешней среды, и сами железные дороги должны меняться, постоянно повышая эффективность своей деятельности. Мы видим задачу отраслевой науки в том, чтобы формировать базу для проведения таких изменений.

Современные оценки показывают, что темпы экономического роста в мире более чем на 60% обеспечивается за счет накопления инноваций, ключевую роль в котором играет развитие НИОКР. Мультипликатор от затрат в НИОКР оценивается в 3,5 – 4 раза и более.

Стратегия холдинга «РЖД» определила миссию, стратегические цели Российских железных дорог до 2030 г., основные направления и инструменты их достижений. Реализация этих целей должна быть обеспечена научной поддержкой.

Кардинальный рост эффективности ОАО «РЖД», предусмотренный Стратегией (а главными стратегическими задачами являются увеличение масштаба бизнеса, эффективности основной деятельности, качества продуктов, услуг и процессов), требует реализации инновационного прорыва, поскольку организационные рычаги повышения эффективности в значительной степени ограничены.

Именно наука должна позволить отрасли более динамично двигаться вперед.

Масштабные проекты

– Какое место в отраслевых научно-исследовательских проектах занимает сейчас ВНИИЖТ? О каких достижениях в этом плане можно рассказать?

– Сегодня институт – головная научная организация ОАО «РЖД» в сфере разработки, создания, испытания и внедрения техники, технологий, исследований корпоративной экономики и интеграции научных разработок на железнодорожном транспорте. Миссией АО «ВНИИЖТ» является развитие и научное сопровождение национальной транспортной системы России и государств-партнеров через разработку базовых технологий для железнодорожного транспорта, проведение научных исследований, обеспечение эффективных испытаний новой техники и объектов железнодорожной инфраструктуры, нормотворческую, методологическую и экспертную поддержку реализуемых и перспективных проектов железнодорожной и смежных отраслей.

Наличие широкого круга компетенций позволяет институту реализовывать полный цикл научных разработок от идеи и математической модели до опытных образцов, проводить сертификационные и ресурсные испытания новой техники и конструкций, разрабатывать отраслевые и государственные стандарты, выполнять экономическую оценку конкретных технических, технологических и управленческих решений, включая построение тарифной системы. Разработанный Институтом инновационный документ – Прейскурант № 10-01 лег в основу структурных изменений перевозочной деятельности, обеспечил стимулы для развития конкуренции и привлечения инвестиций в подвижной состав.

Сохраненная (с немалыми трудностями) в период реформирования системы образования и работающая аспирантура ВНИИЖТа дает мощную «подпитку» нашим научным школам. Важную роль в этом играет наличие в Институте диссертационного совета по ключевым железнодорожным специальностям: путь и подвижной состав.

Таким образом, в институте действует многоуровневая система подготовки научных кадров высшей квалификации, являющаяся основой развития кадрового научного потенциала ВНИИЖТа.

В рамках реализации стратегических задач развития ОАО «РЖД», институт готов приступить к следующим перспективным работам, обеспечивающим компании значимые экономические эффекты.

Взгляд в будущее

– Каково Ваше отношение к инновационным транспортным системам будущего, о которых сейчас много говорят (гиперпетля, струнный и магнитолевитационный транспорт, легкорельсовые железнодорожные системы)?

– Железнодорожный транспорт в начале XXI столетия переживает этап инновационного ренессанса, главным вектором которого являются повышение скорости и экономичности перевозок. Для того, чтобы углубить тенденции инновационного развития отрасли, необходимо обеспечить синергию железнодорожных инноваций с инновационными транспортными системами будущего (такими как магнитолевитационный и вакуумно-левитационный транспорт), с тем, чтобы эти системы становились не конкурентами железных дорог, а развивались в гармонии с железными дорогами, расширяя их возможности.

В рамках Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», работающего «на площадке» АО «ВНИИЖТ», осуществляется регулярный мониторинг развития инновационных транспортных систем. Особое внимание уделяется магнитолевитационному и вакуумно-левитационному транспорту.

В результате проведенных инициативных исследований, к которым были привлечены представители ведущих транспортных университетов страны (ПГУПС, МИИТ), специализированных научных организаций, институтов РАН, определены ключевые технические и экономические требования к развитию инновационных транспортных систем, анализируются варианты конкретных проектов. При этом мы предполагаем наладить тесное сотрудничество с профильной рабочей группой, созданной в Минтрансе под руководством министра Максима Соколова.

Углубление научной проработки параметров и технических решений для магнитолевитационных и вакуумно-левитационных транспортных систем должно быть обеспечено в рамках грантовой тематики, совместно финансируемой РФФИ и ОАО «РЖД». Ученые ВНИИЖТа, совместно с представителями фундаментальной науки, подали ряд заявок на этот конкурс.

Таким образом, мы не просто наблюдаем за развитием инновационных транспортных систем, а активно в нем участвуем, для того, чтобы обеспечить синергию этого развития с развитием железных дорог и, на этой основе, повысить стратегическую конкурентоспособность железнодорожной отрасли.

Беседовал Андрей Лазарев

(Полный текст интервью см. в ближайшем выпуске журнала «РЖД-Партнер»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Энергия для локомотива

Энергия для локомотива
Эффективность использования локомотивной составляющей – одно из стратегических условий развития железнодорожной отрасли. Что можно улучшить в данном направлении? Об этом и состоялся наш разговор с заместителем генерального директора по корпоративному заказу ООО «ЛокоТех» Алексеем Зотовым.
РЖД-Партнер

Предсказуемость тарифов позволит грузовладельцам повысить реалистичность планов

Предсказуемость тарифов позволит грузовладельцам повысить реалистичность планов
Пока заинтересованные стороны и федеральные органы власти ломают копья над тем, какой должна быть целевая модель рынка железнодорожных грузовых перевозок, ОАО «РЖД» подготовило проект Долгосрочной программы развития, основанной на своих предложениях к ЦМР. Далеко не все разделяют предлагаемые ОАО «РЖД» изменения, но как показывает проект ДПР, компания, закладывая свои правила игры, готова сформулировать цели и задачи, которых она планирует достичь, если ее предложения по целевой модели будут приняты, считает президент НП ГЖТ Алена Зябкина.
РЖД-Партнер

Трубопровод – не помеха

Трубопровод – не помеха
В условиях жесткой конкуренции между железной дорогой и трубопроводным транспортом за нефтепродукты ОАО «РЖД» теряет высокодоходный груз. Несмотря на сохранение данной тенденции, главным недостатком трубопроводного сообщения остается снижающееся качество сырья при транспортировке. Доставка грузов по магистральному нефтепродуктопроводу действительно имеет ряд конкурентных преимуществ, но железная дорога обладает несравнимо более разветвленной сетью, соответственно, большими возможностями для маневра. Другим значимым плюсом в пользу стальных магистралей является способность транспортировки всех видов нефтепродуктов. Тем, как российская экспедиторская компания, которая специализируется на транспортировке нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом, успешно справляется с текущими трудностями в отрасли, поделился Рахман Халилов, председатель правления ООО «ИСР Транс».

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions