– Владимир Владимирович, насколько сейчас характерна проблема старения производственных мощностей предприятий железнодорожного машиностроения?
– Проблема старения производственных мощностей предприятий отрасли и железнодорожного подвижного состава постепенно начинает отступать. Продолжающаяся модернизация предприятий железнодорожного машиностроения, внедрение новых технологий, локализация производства лучших зарубежных компаний на территории России дают свои плоды. Важную роль играет государственная поддержка отрасли, она направлена как на поддержание спроса на специализированный грузовой подвижной состав, так и на обновление парка локомотивов. Кроме того, предусмотрены утилизационные скидки, субсидирование затрат на омологацию и сертификацию продукции за рубежом, другие поддерживающие меры.
– Могут ли российские предприятия выпускать качественную и отвечающую современным требованиям продукцию?
– Российское машиностроение вполне способно выпускать для железных дорог продукцию, отвечающую самым современным требованиям. Об этом говорит экспортная составляющая производства: объем внешних поставок отрасли в 2016 году составил $437,5 млн. Внесенная в правительство Стратегия развития экспорта железнодорожного машиностроения предусматривает дальнейший рост объема экспорта к 2020 году на 44%, до $630 млн, к 2025-му – на 172%, до $1,19 млрд.
Качество европейского уровня при этом будет обеспечиваться, в том числе, за счет работы по сертификации предприятий по стандартам IRIS. Сегодня Россия занимает четвертое место в мире по количеству сертифицированных предприятий. До конца 2018 года на железнодорожном транспорте появится свой отраслевой стандарт качества, учитывающий интеграцию стандарта IRIS в систему ISO.
– Какие меры необходимо принять для повышения качества производства?
В ближайшем будущем предприятия отрасли будут переходить на цифру, причем это коснется всего железнодорожного комплекса – от производственных мощностей, технологий и продукции предприятий, от непосредственно железных дорог до подготовки кадров и внедрения новых компетенций. Вместе с продолжением работы по сертификации предприятий и совершенствованию нормативно-правовой базы переход на цифру обеспечит синергический эффект и позволит отрасли занять достойное место в экономике новой России.
Беседовала Александра Можаровская
Автор: Владимир Гутенев, первый вице-президент СоюзМаша России, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.