+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.02.2019 10:01:45
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Куда с сети укатили колеса?

На вопросы о том, как образовался дефицит цельнокатаных колес (ЦКК) и к чему следует готовиться клиентам дальше, ответил генеральный директор ООО «Гарант Рейл Сервис» Николай Кошелев.
Куда с сети укатили колеса?
– Николай Владимирович, почему на рынке возник дефицит ЦКК и что необходимо делать для того, чтобы он закончился?

– Попробую ответить на этот вопрос. Жизненный цикл ЦКК составляет 6–7 лет в зависимости от интенсивности эксплуатации. При ремонте их обтачивают. А когда уже невозможно восстанавливать, колеса меняют.

В период массового списания старых вагонов (на уровне 105–115 тыс. в год) высвобождалось большое количество ЦКК. Их ставили под ремонтируемый подвижной состав.

Остаточный срок службы у таких колесных пар (без смены колесных элементов) составлял около 3–4 лет. В результате закупка ЦКК у заводов-изготовителей сократилась.

В 2018 году были списано гораздо меньше – примерно 40 тыс. вагонов. В текущем году и далее этот показатель ожидается на уровне 22–25 тыс. ед. подвижного состава. Соответственно спрос на ЦКК увеличился. И клиенты стали ощущать их недостаток.

Откуда дефицит?

– Сколько колес производится для рынка РФ? И сколько не хватает ремонтным предприятиям?

– В РФ два производителя колес – это «Евраз» (425 тыс. ЦКК) и «Выксунский металлургический завод» (850 тыс. ЦКК). Есть еще украинский поставщик – «Интерпайп» (170 тыс. ЦКК для рынка РФ). Итого – общая производственная мощность составила 1 445 тыс. колес в год.

Основная доля этой продукции пошла под новые вагоны. Их было построено около 69 тыс. А это соответственно 552 тыс. ЦКК. Кроме того, частично колеса российские заводы поставляли на экспорт.

Таким образом, под ремонт спрос остался не полностью удовлетворенным. Нехватка оценивается в размере 200 тыс. ед. И расчеты показывают, что сейчас этот дефицит обострился.

Реактивные ценники

– Привел ли дефицит на литье к росту цен?

– Стоимость ЦКК выросла. И соответственно увеличилась цена колесной пары: если в январе 2018 года она стоила 100–110 тыс. руб., то в декабре – 200 тыс. руб. Это произошло на фоне антидемпинговых мер, введенных в РФ против «Интерпайпа».

В апреле, когда это произошло, поставки с этого украинского завода практически сократились до нуля. Только в мае оттуда начали поступать небольшие партии. Потребитель был готов покупать ЦКК уже и по высокой цене.

Остановка на профилактику «Выксунского металлургического завода» подстегнуло этот процесс: с августа стоимость ЦКК росла на 10–15 тыс. руб. в месяц. Из-за дефицита колес вагоны стали простаивать в ремонте.

– Были еще факторы, оказавшие влияние на ситуацию?

– Это запрет в 2017 году на применение оси РУ1, которые в народе окрестили «гайками». В результате появился еще и некоторый дефицит осей.

В ремонте вошли в обиход колесные пары типа СОНК (с новыми осями и ЦКК).

Куда бедному оператору податься?

– Когда ситуация с колесами изменится?

– В 2019 году ожидается выход на полную производственную мощность завода «Проммашкомплект» (Казахстан). Это обеспечит поставки около 200 тыс. ЦКК в год, что снизит их дефицит.

Ожидается, что произойдет сокращение выпуска продукции предприятий вагоностроения – примерно вдвое по объему к 2018 году. Пропорционально снизится подкат новых колесных пар под новый подвижной состав.

ЦКК могут ввезти из третьих стран, в том числе – из Китая. По нашим оценкам, производственные мощности этой страны позволяют поставлять в РФ 100–150 тыс. ЦКК в год.

При ремонте также могут быть использованы колесные пары, выкаченные при деповских ремонтах. Это так называемый тонкомер, пригодный под текущий ремонт.

Крупные собственники парков пользуются данным ресурсом: у них оборот вагонов большой. Однако подобный вариант практически недоступен небольшим операторам: из-за высоких транспортных расходов штучные перевозки колес не выгодны. Такие затраты (на перегон комплектующих) могут превысить стоимость самой колесной пары. В таких ситуациях оптимальным решением будет обращение в сервисную компанию за услугой по организации ремонта.

– Как Вы думаете, почему у перекупщиков есть диски по 80 тыс. руб., а у «Выксунского металлургического завода» малым собственникам купить ЦКК практически невозможно?

– На совещаниях в СОЖТ аналогичный вопрос был задан в адрес АО «Торговый дом РЖД». Ответ прозвучал примерно такой: тендеры проводились, к заводам обращались, но они не увеличили поставки ЦКК для АО «Торговый дом РЖД».

Поэтому действительно интересно было узнать, как ЦКК появляются у перекупщиков. Наверное, они нашли какие-то свои инструменты закупок, как-то договариваются с поставщиками.

Записал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions