– Дмитрий, за счет чего по итогам прошлого года в контейнерном сегменте удалось достичь рекордного роста перевозок?
– На увеличение объемов международных контейнерных перевозок влияет несколько позитивных факторов, а также решений, принятых в 2017 году. В первую очередь – активно развивающаяся торговля между Китаем и странами Европы. По итогам 2016 года объем международной торговли между Китаем и Европой вырос на 14,9% по отношению к 2015 году. Однако сухопутному маршруту сложно конкурировать с морскими линиями, грузоподъемность флота которого за последние годы существенно выросла. Но явное преимущество в скорости доставки, а также существенное снижение в стоимости, привело к тому, что грузоотправители все чаще стали отдавать предпочтение железнодорожному транспорту.
– С чем это связано?
– В начале 2017 года значение фрахтового индекса SCFI на направлениях Шанхай – Северная Европа превышало $1,1 тыс. за 20-ти футовый контейнер, что было выше сухопутного на 10–15%, при этом по продолжительности морской транспорт в 3 и более раза уступает железнодорожному.
Не стоит забывать и о конструктивном сотрудничестве ОАО «РЖД» с участниками международных перевозок. Российская и Китайская национальные компании в 2017 году решили вопрос электронного документооборота, в результате чего упростился обмен накладной ЦИМ/СМГС. Также было принято решение об унификации длины контейнерного поезда – 41 условный вагон для транзитных поездов, следующих по маршруту Китай – Европа.
– Развитие рынка электронной торговли мотивирует участников отрасли прорабатывать новые международные маршруты. Какие проекты в прошлом году оказались наиболее востребованными и успешными, на Ваш взгляд?
– Активно развивающиеся сервисы электронной торговли также вносят заметный вклад в рост контейнерных перевозок в Российской Федерации. Только за I полугодие 2017-го трансграничная интернет-торговля выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и достигла уровня 420 млрд руб. При это более 90% всех покупок приходились на Китай. И это не предел роста: зарубежные компании активно проявляют интерес к российскому рынку интернет-торговли. Как пример, в сентябре прошлого года Alibaba Group запустило в России работу платформы Tmall, которая является специализированной торговой площадкой для российских пользователей.
Если говорить о потенциально успешных проектах, то в 2017 году заработал проект Российского экспортного центра по экспорту продуктов питания и товаров народного потребления в Китай, оператором которого является АО «РЖД Логистика». По итогам года объем экспорта составил всего лишь 130 TEU, но сервис продолжает развиваться и подобные примеры говорят о наличии потенциала роста.
Хотелось бы добавить, что росту перевозок грузов в контейнерах также способствовал образовавшийся дефицит вагонного парка в период высокого спроса (август – октябрь), также привел к повышению спроса на сервис контейнерных перевозок таких номенклатур грузов, как зерно, металлы, лесные грузы, промышленные и продовольственные товары.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Дмитрий Черненок, эксперт Аналитического центра при правительстве Российской Федерации
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.