• Ставка на полувагон
    2094
    -0.1 %
    руб./сут.
    ноябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.99 0 EUR ЦБ РФ 74.9 0
    BTC 5582.7 usd BTC 368346.55 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.09.2018 13:02:38
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Экономист спрогнозировал исчезновение железных дорог Балтии в течение ближайших 10–15 лет

Система железнодорожных коммуникаций стран Балтии рискует исчезнуть, за исключением основных транзитных потоков и крупных стратегических объектов. Такое мнение в разговоре с изданием Sputnik Латвия накануне высказал проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. РЖД-Партнер узнал у экономиста о предполагаемых сроках исчезновения, необходимости исправить ситуацию и мировых тенденциях.
Экономист спрогнозировал исчезновение железных дорог Балтии в течение ближайших 10–15 лет
– Алексей Николаевич, о каких именно странах идет речь?

– О трех республиках сразу. Если мы возьмем за модель какое-нибудь среднеевропейское государство – Словакию, Чехию или Грецию – и посмотрим на динамику железнодорожного сообщения в этих странах, мы увидим, что за последние годы происходит сворачивание, демонтаж этой сети. Яркий пример – Греция, где железные дороги практически исчезли. Они когда-то были и спонсировались государством, а потом были приватизированы во время последнего финансово-экономического кризиса. И на сегодняшний день они находятся в полуумирающем состоянии. Другими словами, есть несколько железных дорог на территории Греции, которые не связаны между собой в единую сеть и которые как-то выживают за счет каких-то дотаций государства. И, естественно, есть магистрали, которые подходят к основным постам, к тем же городам Пирею, Салоникам и т. д.

Плюс есть высокоскоростные железнодорожные магистрали, рассчитанные на пассажирские перевозки, которые есть в Европе. Но при этом показателен и опыт тех же французских железных дорог: компания SNCF (Национальная компания французских железных дорог. – Прим. авт.), имеет сейчас долг в €35 млрд. И он является головной болью французского правительства.

Если экстраполировать эти модели на страны Балтии, очень скоро пассажирское сообщение погибнет.

– Что будет основным пассажирским транспортом?

– Основным пассажирским транспортом на дальние расстояния будет авиация, которая развита в Балтийском регионе и в Европейском союзе, по морю – паромы. Известно, что собираются строить тоннель в Финляндию (тоннель Хельсинки –Таллин, соединяющий железнодорожным тоннелем столицы Эстонии и Финляндии под дном Финского залива. – Прим. авт.). Но это чистая утопия, потому что по этому тоннелю нечего возить.

На короткие и средние расстояния основным пассажирским транспортом будет автомобильный, включая грузовой. Тем более никакой тяжелой промышленности в этих трех государствах Балтии на сегодняшний день практически не осталось. Если говорить о природных ресурсах, единственная серьезная экспортная статья – это лес. То есть железную дорогу элементарно просто нечем загрузить. Поэтому можно говорить об исчезновении пассажирского сообщения как такового и транспортного сообщения, за исключением каких-то транзитных потоков, например, подводящих грузы к портам. Такие магистрали останутся, безусловно.

Кроме того, останутся потоки и магистрали, имеющих политическую крышу. Например, проект Rail Baltica (проект железной дороги, которая соединит страны Балтии, Восточную и Западную Европу. – Прим. авт.). Она будет строиться за деньги Европейского союза и имеет не столько экономическое, сколько политическое и военное значение. Сами прибалты говорят, что в случае гипотетического конфликта с Россией они не смогут подвести элементарно туда военную технику. Для этого и будет построена эта дорога.

– Говорить о будущих полноценных перевозках в странах Балтии не имеет смысла?

– Железная дорога – это дорогое удовольствие. Она принципиально дороже, чем автомобильная. И она имеет смысл только при наличии серьезных крупных транспортных потоков, которым там просто неоткуда взяться, учитывая, что все три балтийские республики проходят процесс сильной депопуляции. В Латвии за последние 20 лет население сократилось на треть, сильное падение наблюдается и в Эстонии, и в Литве – 1 млн уехавших.

То есть ездить некому, некуда и возить нечего. Поэтому железные дороги там будут отмирать.

– В какие временные сроки, по Вашим прогнозам, произойдет это исчезновение?

– В системе РЖД есть люди, которые лучше меня понимают состояние балтийских железных дорог. И я говорю с точки зрения тенденций развития экономики и их влияния на транспортную сеть.

Это процесс ближайших 10–15 лет. Тенденции говорят о том, что процесс деградации зашел достаточно далеко.

– Как можно исправить ситуацию и нужно ли это делать?

– Если бы Россия была акционером этих железных дорог и была заинтересована в их развитии, тогда необходимо было бы перенаправлять транзитные потоки, направляя в балтийские порты российские грузы. Но точка зрения российского правительства состоит в том, что мы должны загружать собственные порты.

Я думаю, что ситуацию не надо исправлять. Потому что, как я уже упомянул, железнодорожное сообщение – дорогое и неоптимальное для небольших транспортных потоков. Соответственно, если стать на точку зрения правительств государств стран Балтии, сеть нужно оптимизировать и минимизировать для того, чтобы получить экономический эффект.

– Можно ли утверждать, что исчезновение железнодорожной сети – мировая тенденция?

– Железные дороги появились в определенную эпоху, когда еще не было двигателя внутреннего сгорания и пик развития железнодорожной сети в тех же США пришелся на конец XIX – начало XX века. Сегодня в Соединенных Штатах единой железнодорожной сети уже больше нет. Она распалась на какие-то фрагменты. Их заменили дороги и грузовики.

То же самое происходит в Европе. Мы знаем, что Deutsche Bahn существуют за счет государственных дотаций, без них бы они не выжили. В той же Германии есть запрет на междугородние автобусы: для того, чтобы все люди пользовались железными дорогами, немецкое правительство запрещает регулярное автобусное сообщение между городами. И это мера поддержки железных дорог. Если этого не будет, железная дорога будет убыточна и прекратит свое существование. То же самое происходит и в других странах Европы, включая страны Балтии, которые являются, если не считать Грецию, слабейшими экономическими государствами в ЕС.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Умные поезда: реальность и перспективы

Умные поезда: реальность и перспективы
О внедрении цифровых проектов на сети российских железных дорог и требованиях к новым локомотивам рассказывает заместитель начальника по развитию Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Николай Михальчук.
РЖД-Партнер

Нам нужен цифровой вагон

Нам нужен цифровой вагон
Главной темой на XIX Всероссийской научно-практической конференции, которая прошла в РУТ (МИИТ), стала цифровая трансформация системы управления рисками и безопасностью движения на железнодорожном транспорте. В связи с этим мы задали три вопроса Шевкету Шайдуллину, заместителю генерального директора – начальнику Департамента безопасности движения ОАО «РЖД».
РЖД-Партнер

Почему железнодорожные колеса подорожали?

Почему железнодорожные колеса подорожали?
На этот вопрос редакция ИА РЖД-Партнер попросила ответить директора по продажам железнодорожных колес АО «ВМЗ» Дмитрия Цхе.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions