+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2017 16:50:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Все дороги ведут в порт

Редакция журнала «РЖД-Партнер» 24 мая 2017 года при поддержке Ассоциации морских торговых портов (АСОП) провела деловой семинар «Железная дорога и порты: как сделать взаимодействие эффективным?». На нем рассматривались принципы и модели согласованного взаимодействия железнодорожного и морского транспорта.
Российские терминалы наращивают экспорт

В целом участники семинара признали взаимодействие различных видов транспорта при перевозках грузов через морские терминалы достаточно эффективным.

Один из основных вызовов, с которыми сталкиваются на сети РЖД, связан с тем, что динамика железнодорожной погрузки в адрес российских портов продолжает увеличиваться. В частности, по данным начальника отдела внешнеторговых и транзитных перевозок управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Артема Колобова, доля экспорта в общем объеме погрузки на сети российских железных дорог с 1990 года увеличилась на 21 п. п., до исторического максимума, и составила 22,5%. Если же рассматривать конкретные направления, то за данный период перевозки экспортных грузов через Северо-Кавказскую железную дорогу выросли в 19 раз, через Октябрьскую – в 13 раз, Дальневосточную – в 6,3 раза. Основную прибавку традиционно обеспечивали уголь, черные металлы, минеральные удобрения, зерно и наливные грузы.

За 4 месяца 2017 года объем погрузки экспорта в адрес российских портов увеличился на 8,4%. При этом наибольшая динамика была зафиксирована в направлении морских терминалов Северного Кавказа (+11,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.) и Северо-Запада (+10,2%). В сторону портов Дальнего Востока железнодорожный экспорт вырос на 4,5%.

Помогает логистика и планирование грузопотоков

Такому интенсивному развитию грузопотоков способствовали инвестиции в инфраструктуру подходных путей, совершенствование системы планирования грузопотоков в адрес морских портов РФ, увеличение массы и длины отправляемых поездов, применение инновационных вагонов. Немаловажным фактором стало также улучшение работы логистических центров, созданных в крупных транспортных узлах, и применение современных информационных технологий.
Например, хорошо себя зарекомендовал укрупненный логистический центр Восточного полигона, куда стекаются данные о ситуации на четырех железных дорогах, через которые грузы направляются в российские морские порты Дальневосточного бассейна. Развитие полигонных технологий позволяет расширить диапазон планирования грузопотоков до 10 суток.

В порту Новороссийск намечено реализовать пилотный проект по созданию АСУ местной работы. Она должна объединить информационные ресурсы, которыми располагают на сети РЖД и стивидорные компании.

«На данный момент взаимодействие подразделений российских железных дорог со структурами портов организовано в основном на бумажных носителях. В 2016 году совместно с АО «Морцентр-ТЭК» и при участии ФГУП «Морсвязьспутник» начата интеграция цифровых ресурсов, что позволит улучшить партнерство сторон», – рассказал генеральный директор АО «Морцентр-ТЭК» Александр Шиманский. Речь идет в первую очередь о координации подвода вагонов на причалы.

Сейчас представители РЖД и стивидорных компаний обмениваются данными в рамках аудиоконференций с подключением к ресурсам логистического центра и системам территориальных дирекций управления движением. Это позволяет планировать работу на 3 суток вперед. Дальнейшая интеграция улучшит качество и увеличит глубину планирования работы по пропуску вагонопотоков в порт.

Подобные проекты помогают представителям РЖД и стивидоров достигнуть баланса интересов. В свою очередь, клиенты могут быстрее решать возникающие у них вопросы, связанные с согласованием заявок и подачей вагонов под погрузку, считает начальник логистического центра Октябрьской дирекции управления движением Михаил Силин.

На деловом семинаре были также рассмотрены вопросы согласования задач по расширению узких мест на подходах к портам и инвестиций в портовую инфраструктуру.

Стивидоры готовы отвечать за вагоны по закону

Большие надежды участники процесса перевозок возлагают на внесение поправок в законы «О морских портах в РФ» и Устав железнодорожного транспорта РФ. Сейчас отношения стивидорных компаний и ОАО «РЖД» строятся на основе договоров о подаче и уборке вагонов. Изменения в законодательстве позволят перейти на работу по типовым договорам, связанным с обеспечением перевалки грузов в порту. Закон проходит второе чтение. После его вступления в силу начнут действовать утвержденные Минтрансом России новые формы договоров.
«Законопроект позволит урегулировать взаимоотношения железнодорожных перевозчиков и операторов морских терминалов, определить финансовую ответственность сторон за выполнение нормативов времени погрузки и выгрузки, а также соблюдение условий подачи и уборки вагонов», – полагает А. Колобов.

Правда, как уточнил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, к данному документу стивидоры составили протокол разногласий. Их суть сводится к тому, что российские стивидорные компании работают в основном по договорам FOB. Это означает, что ответственность грузоотправителя заканчивается в момент подачи грузов в порт. Поэтому операторы терминалов не могут повлиять на ряд факторов, в связи с которыми возникает ответственность за задержки железнодорожного подвижного состава.

Вместе с тем на данный момент стороны пришли к взаимопониманию по большинству вопросов, которые ранее вызывали жаркие дискуссии. Прежде всего основой для урегулирования отношений между перевозчиком и стивидорами должно стать сменно-суточное планирование, за нарушение параметров которого стороны должны нести ответственность. Осталось уточнить детали.
Это поможет оптимизировать процессы на стыке разных видов транспорта, снизить количество брошенных поездов и образование на территории морских терминалов складов на колесах.

Актуальные темы

На деловом семинаре обсуждались и другие актуальные вопросы. В том числе современные технологии обработки грузов в морских портах, способствующие росту объемов и качеству перевалки грузов в порту, снижению количества повреждений вагонов в портах.
Инвестиционные проекты российских железных дорог для развития подходов к морским портам проанализировал проректор по воспитательной работе и связям с производством ПГУПС Петр Рыбин.

О возможностях, которые открываются в результате проведения независимых инспекций подвижного состава в портах, рассказал менеджер по развитию бизнеса АО «CЖС Восток Лимитед» Дмитрий Николаенко. Компания АО «CЖС Восток Лимитед» выступила партнером семинара.

SGS_pantone_30mm(1).jpg

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions