+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.03.2017 18:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Возвращение «блудного» негабарита

Огромное число перемен, произошедших на рынке перевозок негабарита за последние 10 лет, не изменили основной тенденции – в начале 2017 года грузы начали постепенно возвращаться на железную дорогу.
Вода, воздух и «белые» перевозки

Последнее десятилетие стало переломным как для операторов, так и для самих грузовладельцев. Увеличение числа компаний, работающих в сегменте, а также масштабные государственные проекты позволили значительно расширить географию поставок и усилить внутреннюю конкуренцию. Особенно она проявилась в сегменте автомобильных перевозок. По данным аналитиков, спрос на этот вид транспортировки ежегодно увеличивается на 3-5%. Такую популярность сами операторы объясняют гибкостью и универсальностью своей работы. Усложняют ее, в основном, новые правила получения специальных разрешений, требующие отдельного документа с указанием параметров груза, транспортного средства и конкретного маршрута для каждой доставки. В некоторых регионах бизнесменам приходится ждать разрешений несколько недель из-за банальной удаленности уполномоченных на выдачу организаций. Но сроки отправки срывают и сами грузовладельцы. Самая распространенная ошибка при подаче документов - неправильно определенные отправителем габариты груза. В итоге, оператору приходится тратить дополнительное время на перепроверку всех параметров и поиск соответствующей техники. А к удорожанию сегмента привело как повышение цен на топливо, так и ужесточение государственного регулирования в лице запущенной системы «Платон».
«Сейчас мы видим долгосрочную тенденцию по переводу автоперевозок в правовое русло. А именно – постепенное введение камер, ворот, постов взвешивания и так далее. Думаю, в дальнейшем мы будем наблюдать становление единой системы контроля за автотранспортом. И продолжится постоянное ужесточение мер за нарушения правил тяжеловесных и негабаритных перевозок по дорогам», - уверен коммерческий директор Центра Железнодорожных перевозок «Негабарит» (ЦЖТ «Негабарит») Павел Волков.

Высокую ценовую планку и такую же скорость стандартно сохраняют авиационные перевозки негабарита. Резких колебаний на этом рынке не наблюдается уже много лет, а ежегодный рост поставок, по словам участников сегмента, составляет около 2-3%.
Как ни странно, но главной трудностью в работе с негабаритом для воздушных перевозчиков остается получение полной и достоверной информации о перевозимом грузе.
«Очень часто отправитель присылает запрос на перевозку груза в виде картинки из интернета или фотографии похожего груза. Конечно, такой информации недостаточно для принятия решения на перевозку», - сетует руководитель Центра грузового планирования авиакомпании “Волга-Днепр” Владимир Быков.
Российский рынок воздушных грузовых перевозок не так велик, как автомобильный. Лидирующую позицию на нем занимает ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" - ежегодный грузооборот компании составляет более 350 тыс ткм. В 2017 г компания зафиксировала увеличение перевозок крупногабаритных грузов для нужд Аэрокосмической отрасли. Однако, сама структура и номенклатура воздушных погрузок оператора почти не изменилась - это самолеты и их части, вертолеты, космические аппараты в спецконтейнерах, колесная и гусеничная техника, а также оборудование для нефтегазовой отрасли.

Третьим (и самым специфическим) игроком на рынке негабарита остается водный транспорт. Именно такие отправки считается операторами самыми простыми и экономически выгодными. Таким путем осуществляется доставка очень крупных грузов, которые невозможно разделить без их повреждения. Например, крупногабаритной строительной техники (кранов, экскаваторов), сельскохозяйственных машин (тракторы, комбайны), а также строительных материалов. Однако, перевозки по воде носят сезонный характер и чаще всего касаются международных грузов.

Главной трудностью сегмента его участники считают детализацию предстоящих операций, помогающих заранее избежать задержек и издержек. А самой распространенной ошибкой при организации морских перевозок называют именно неверное бюджетирование - дать оценку предстоящим расходам по креплению груза почти невозможно.

Побеждает сильнейший и… безопаснейший

Популярность других сегментов (особенно автомобильного) отмечает и главный перевозчик страны – ОАО «РЖД». Именно альтернативными видами перевозок он объясняет общее сокращение погрузки негабарита на собственной сети - в прошлом году она снизилась на 5% к уровню 2015 год. Однако, на 17% увеличилась погрузка в вагонах-транспортерах.
В настоящее время тяжеловесные и негабаритные грузы на сети ОАО «РЖД» перевозиться на универсальных вагонах (платформы, полувагоны) и специальных вагонах-транспортерах (грузоподъемностью от 62 до 500 т). Последние делятся на 5 типов: сочлененные, сцепные, площадочные, платформенные и колодцевые. А основную номенклатуру предъявляемых к перевозке грузов составляют оборудование и машины, металлические емкости и тара, а также стальные заготовки.
Одним из своих главных преимуществ железнодорожники считают собственную развитую сеть, позволяющую осуществить транспортировку в любой, пусть даже самый дальний, уголок страны. Другим достоинством сегмента является возможность комбинирования грузов между собой, что позволяет увеличить погрузку одного вагона. Для сравнения: в автомобильных доставках разрешения выдаются лишь на неделимый груз.
Немаловажным аспектом является безопасность железнодорожных отправлений, которой уделяется пристальное внимание еще на стадии подготовки документации, разработанной грузоотправителем.

«Инструкцией ДЧ-1835 предусматривается 3 этапа согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий), включая согласование технической документации. Это обязательные условия для перевозчика и грузоотправителя. На этапах согласования со стороны ОАО «РЖД» осуществляется проверка правильности определения негабаритности, расчетов крепления и выбор подвижного состава. Кроме того, определяется оптимальный маршрут следования и условия пропуска грузов по инфраструктуре», - сообщили нашему изданию в ОАО «РЖД».

Отсутствие должного внимания к документам со стороны отправителей отмечает не только главный оператор.
«В СССР существовала система мер и стандартов - все грузы подразумевали перевозку по железной дороге и проектировались исходя из этого. Сейчас же лишь единицы производителей предусматривают то, как их продукция будет перевозится по рельсам и, как следствие, появляется ряд грузов, которые сложно таким образом перевезти. Хотя совсем небольшое вмешательство (иногда несколько сантиметров изменения размеров или демонтаж небольшого элемента ) могло бы значительно облегчить процесс», - заключает коммерческий директор ЦЖТ «Негабарит» Павел Волков.

Несерьезное отношение к железнодорожным перевозкам, по словам Волкова, возникло у компаний еще в советское время - отправители привыкли, что вопросами логистики должны заниматься не они, а специализированное подразделение перевозчика.

Назад в железнодорожное будущее

Несмотря на прошлогодний спад, большинство экспертов сулят негабариту плавное возвращение на железные дороги. Говорит об этом и сама динамика перевозок. По имеющейся информации, к середине марта 2017 г погрузка сельскохозяйственной техники на сети РЖД составила 18,8 тыс т, что на 39,1% выше соответствующего периода прошлого года. На 22,3% вырос грузооборот автомобилей - к середине марта их было перевезено 111,8 тыс т. Спад показали только машины и их оборудование - их погрузка на сети оператора снизилась на 24,6% до 81,6 тыс тонн.

Кроме того, в 2016 году был реализован проект опытной контрейлерной перевозки по маршруту Москва-Новосибирск-Москва. После утверждения Минтрансом России контрейлерного габарита погрузки, грузы будут перевозиться на условиях габаритных, что позволит ОАО «РЖД» получить дополнительную грузовую базу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions