+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2018 14:32:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Ветка Кызыл – Курагино: когда построят и сколько потратят на самый длительный проект

Железнодорожной ветке Кызыл – Курагино, судя по всему, быть. В конце декабря 2017 года правительство РФ утвердило проект по строительству железной дороги протяженностью 410 км к угольному месторождению Элегест. Проект, который в последние годы активно продвигала Республика Тува, сегодня уже имеет инвестора, а тот, в свою очередь, беспрецедентные госгарантии. Но будет ли проект реализован? Стальные пути через Туву пытаются проложить ни много ни мало на протяжении 150 лет, но к логическому завершению стройка так и не подошла.
Помешали кризис и санкции
Как сообщили власти Тувы, строительства ветки Кызыл – Курагино ждут уже порядка 10 лет. Глава республики Шолбан Кара-оол отмечает: актуальность проекта с каждым годом только растет и то, что сегодня он вновь возрождается, есть не что иное, как подтверждение значимости ветки. А причиной, по которой проект пару лет назад вновь застрял на одном месте, Ш. Кара-оол называет кризис и санкции. «Экономическая целесообразность проекта тувинской железной дороги Кызыл – Курагино уже не требует таких доказательств, как это было 10 лет назад, когда мы начинали продвигать его на федеральном уровне. Государство готово было финансировать его из неприкосновенного резерва – Фонда национального благосостояния, если бы не финансовый кризис, а затем санкционная война», – писал глава региона в своем Telegram-канале.
Но в конце 2017 года, после декабрьского совещания у зампреда российского правительства Аркадия Дворковича, стало известно, что проект ветки через Туву был фактически утвержден властями. А реализовываться он будет по принципу государственно-частного партнерства.
Инвесторами Кызыл – Курагино станут Тувинская энергетическая промышленная компания и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО «Лидер», которые вложат в проект по 28,9 млрд руб. каждый. Кроме того, «Лидер» планирует организовать размещение облигаций на сумму 134,6 млрд руб. среди негосударственных пенсионных фондов и инвесторов, а также обеспечить их выкуп. В свою очередь, государство страхует риски компании и имеет право отобрать проложенные пути, в случае если горно-обогатительный комбинат на Элегестском месторождении не будет вовремя построен.
Гарантии, которые предоставлены ТЭПК и «Лидеру», глава Тувы назвал беспрецедентными.
«То, что даже в таких непростых условиях проекту Кызыл – Курагино сегодня открывают второе дыхание, подтверждает всю серьезность намерений довести начатое до логического завершения», – заявил Ш. Кара-оол.

Очередная попытка
О востребованности железной дороги через Туву говорил и президент России Владимир Путин на III Железнодорожном съезде. Высоко оценивают проект и на Красноярской железной дороге. Как заявил начальник КЖД Владимир Рейнгард, сегодня линию Кызыл – Курагино, которую будут строить с нуля, с нетерпением ждет экономика всей Сибири. «В недрах Тувы лежит вся таблица Менделеева, качественные угли, железная руда. И строительство данной линии по-прежнему актуально, – отметил В. Рейнгард и подчеркнул: реализовать проект хотят все, а дело остается за малым – решить вопрос с финансированием.
Но сегодня этот вопрос решен. Проект строительства ветки Кызыл – Курагино прошел госэкспертизу, концессионное соглашение с ТЭПК и ЗАО «Лидер» заключено. Согласно ему, компании должны взяться за реализацию проекта к 2022 году.
Несмотря на столько очевидные намерения, в том, что проект будет начат, сомневается востоковед, профессор Сибирского федерального университета Владимир Дацышен. Историк заметил, что ветку через Туву хотели проложить еще в 1860-е гг. Затем возвращались к разговору о необходимости стройки и в советское время, и в нулевых. «Когда проектировалась Транссибирская магистраль, один из возможных и самых перспективных вариантов строительства железной дороги должен был проходить именно здесь, через верховья Енисея и через Монголию с выходом на Иркутск. Но из-за дороговизны такого проекта его отложили даже несмотря на то, что он был более перспективным, нежели тот, что мы имеем сейчас, проходящий по Московскому тракту, – рассказывает В. Дацышен. – А когда Транссиб был построен, встал вопрос, чтобы от него дороги прошли в Саяны. Рассматривали пути в Китай через Туву. Был также проект единой дороги Абакан – Тайшет с выходом через Туву на Монголию. До Минусинска дорогу довели, но дальше не хватило денег».
Эксперт высказал сомнение, что в сегодняшней экономической ситуации в России проект будет реализован. Да и станет ли он экономически эффективным и окупаемым? В частности, с этим вопросом редакция журнала РЖД-Партнер обратилась и к инвесторам Кызыл – Курагино. Однако и в ТЭПК, и в ЗАО «Лидер» предпочли воздержаться от каких-либо комментариев. В любом случае намерения еще не означают конкретных действий, а с учетом всех существующих рисков этот проект вполне может так и остаться на бумаге.

Подробнее об инфраструктурных проектах ОАО «РЖД», а также вариантах по расшивке узких мест читайте в теме номера (№1–2 журнала РЖД-Партнер).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions