• Ставка на полувагон
    2094
    -0.1 %
    руб./сут.
    ноябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.62 -1.38 EUR ЦБ РФ 75.54 -1.22
    BTC 5577.33 usd BTC 368452.36 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2018 14:32:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Ветка Кызыл – Курагино: когда построят и сколько потратят на самый длительный проект

Железнодорожной ветке Кызыл – Курагино, судя по всему, быть. В конце декабря 2017 года правительство РФ утвердило проект по строительству железной дороги протяженностью 410 км к угольному месторождению Элегест. Проект, который в последние годы активно продвигала Республика Тува, сегодня уже имеет инвестора, а тот, в свою очередь, беспрецедентные госгарантии. Но будет ли проект реализован? Стальные пути через Туву пытаются проложить ни много ни мало на протяжении 150 лет, но к логическому завершению стройка так и не подошла.
Ветка Кызыл – Курагино: когда построят и сколько потратят на самый длительный проект
Помешали кризис и санкции
Как сообщили власти Тувы, строительства ветки Кызыл – Курагино ждут уже порядка 10 лет. Глава республики Шолбан Кара-оол отмечает: актуальность проекта с каждым годом только растет и то, что сегодня он вновь возрождается, есть не что иное, как подтверждение значимости ветки. А причиной, по которой проект пару лет назад вновь застрял на одном месте, Ш. Кара-оол называет кризис и санкции. «Экономическая целесообразность проекта тувинской железной дороги Кызыл – Курагино уже не требует таких доказательств, как это было 10 лет назад, когда мы начинали продвигать его на федеральном уровне. Государство готово было финансировать его из неприкосновенного резерва – Фонда национального благосостояния, если бы не финансовый кризис, а затем санкционная война», – писал глава региона в своем Telegram-канале.
Но в конце 2017 года, после декабрьского совещания у зампреда российского правительства Аркадия Дворковича, стало известно, что проект ветки через Туву был фактически утвержден властями. А реализовываться он будет по принципу государственно-частного партнерства.
Инвесторами Кызыл – Курагино станут Тувинская энергетическая промышленная компания и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО «Лидер», которые вложат в проект по 28,9 млрд руб. каждый. Кроме того, «Лидер» планирует организовать размещение облигаций на сумму 134,6 млрд руб. среди негосударственных пенсионных фондов и инвесторов, а также обеспечить их выкуп. В свою очередь, государство страхует риски компании и имеет право отобрать проложенные пути, в случае если горно-обогатительный комбинат на Элегестском месторождении не будет вовремя построен.
Гарантии, которые предоставлены ТЭПК и «Лидеру», глава Тувы назвал беспрецедентными.
«То, что даже в таких непростых условиях проекту Кызыл – Курагино сегодня открывают второе дыхание, подтверждает всю серьезность намерений довести начатое до логического завершения», – заявил Ш. Кара-оол.

Очередная попытка
О востребованности железной дороги через Туву говорил и президент России Владимир Путин на III Железнодорожном съезде. Высоко оценивают проект и на Красноярской железной дороге. Как заявил начальник КЖД Владимир Рейнгард, сегодня линию Кызыл – Курагино, которую будут строить с нуля, с нетерпением ждет экономика всей Сибири. «В недрах Тувы лежит вся таблица Менделеева, качественные угли, железная руда. И строительство данной линии по-прежнему актуально, – отметил В. Рейнгард и подчеркнул: реализовать проект хотят все, а дело остается за малым – решить вопрос с финансированием.
Но сегодня этот вопрос решен. Проект строительства ветки Кызыл – Курагино прошел госэкспертизу, концессионное соглашение с ТЭПК и ЗАО «Лидер» заключено. Согласно ему, компании должны взяться за реализацию проекта к 2022 году.
Несмотря на столько очевидные намерения, в том, что проект будет начат, сомневается востоковед, профессор Сибирского федерального университета Владимир Дацышен. Историк заметил, что ветку через Туву хотели проложить еще в 1860-е гг. Затем возвращались к разговору о необходимости стройки и в советское время, и в нулевых. «Когда проектировалась Транссибирская магистраль, один из возможных и самых перспективных вариантов строительства железной дороги должен был проходить именно здесь, через верховья Енисея и через Монголию с выходом на Иркутск. Но из-за дороговизны такого проекта его отложили даже несмотря на то, что он был более перспективным, нежели тот, что мы имеем сейчас, проходящий по Московскому тракту, – рассказывает В. Дацышен. – А когда Транссиб был построен, встал вопрос, чтобы от него дороги прошли в Саяны. Рассматривали пути в Китай через Туву. Был также проект единой дороги Абакан – Тайшет с выходом через Туву на Монголию. До Минусинска дорогу довели, но дальше не хватило денег».
Эксперт высказал сомнение, что в сегодняшней экономической ситуации в России проект будет реализован. Да и станет ли он экономически эффективным и окупаемым? В частности, с этим вопросом редакция журнала РЖД-Партнер обратилась и к инвесторам Кызыл – Курагино. Однако и в ТЭПК, и в ЗАО «Лидер» предпочли воздержаться от каких-либо комментариев. В любом случае намерения еще не означают конкретных действий, а с учетом всех существующих рисков этот проект вполне может так и остаться на бумаге.

Подробнее об инфраструктурных проектах ОАО «РЖД», а также вариантах по расшивке узких мест читайте в теме номера (№1–2 журнала РЖД-Партнер).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Накопленный экономический эффект от эксплуатации грузовых вагонов повышенной грузоподъемности к концу 2025 года превысит 1 триллион рублей

Накопленный экономический эффект от эксплуатации грузовых вагонов повышенной грузоподъемности к концу 2025 года превысит 1 триллион рублей
РЖД-Партнер

Против закрытия Горнозаводской железной дороги в Перми выступили научные сотрудники и эксперты

Против закрытия Горнозаводской железной дороги в Перми выступили научные сотрудники и эксперты
Группа ученых и экспертов Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) написала письмо в защиту сохранения участка Горнозаводской железной дороги в черте Перми. В ближайшее время они намерены направить его в адрес представителей органов законодательной и исполнительной власти РФ и Пермского края и общественности.
РЖД-Партнер

ГЛОНАСС на вагонах: помощь бизнесу и увеличение пропускной способности

ГЛОНАСС на вагонах: помощь бизнесу и увеличение пропускной способности
Последние дни бурно обсуждается создание цифровой транспортно-логистической системы – совместный проект «Ростеха» и ОАО «РЖД». Как недавно сообщали СМИ со ссылкой на источники, реализовать эту систему, предусмотренную программой «Цифровая экономика», планируется на базе ГЛОНАСС.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions