+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2018 16:27:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Украина потеряла транзит по морю, на очереди – железная дорога?

ПАО «Укрзализныця» прекратило все операции с подвижным составом 60 российских компаний, внесенных в санкционный список СНБО Украины. Такое решение негативно повлияло на транзитные перевозки через страну.
Тающие грузопотоки
Транзитные грузоперевозки, по оценкам участников рынка, через Украину в текущем году ощутимо сократились. Этот процесс продолжается уже в течение трех последних лет. В частности, как отметил директор по стратегическому развитию и инвестиционной политики ПАО «Укрзализныця» Антон Саболевский, перевозки транзита контейнерными поездами демонстрировали положительную динамику только до 2016 года.
Сейчас на постоянной основе в Украине курсируют 11 контейнерных поездов, в том числе всего 5 транзитных, в которых по территории Украины было перевезено 73,7 тыс. TEU в 2017 году – это 25% от общего объема проследовавших по сети контейнеров.
Сейчас сведения об объемах транзитных перевозок через РФ в Украине не публикуется. Однако, по данным компаний, он сведен к минимуму: многие трансъевропейские перевозки пойдут мимо Украны – через Белоруссию и страны Балтии, отметил ведущий аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

Кого гонят с украинского рынка?
С 2015 года в телеграммах ОАО «РЖД» периодически предупреждалось о вводимых для ряда российских компаний в Украине ограничениях на перевозки грузов. Последнее такое сообщение было опубликовано недавно. В нем список компаний расширен.
Решение ПАО «Укрзализныця» мотивировано необходимостью выполнять очередное указание президента Украины Петра Порошенко о расширении санкций в отношении российских компаний.
«В соответствии с указом президента Украины от 14 мая 2018 г. № 126 в связи с введением в действие решение СНБО Украины от 2 мая 2018 г. «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» с 8 июня 2018 г. был введен запрет перевозок до его отмены», – отмечалось в сообщении ПАО «Укрзализныця».

Двойная игра Укрзализныци
Вместе с тем, как сообщил представитель украинского железнодорожного холдинга, сейчас грузовая работа и перевозка грузов во всех видах сообщения на сети ПАО «Укрзализныця» осуществляется в бесперебойном режиме. Железнодорожный транспорт работает стабильно, обеспечивая потребности экономики.
Как уточнили в компании, указанные в списке предприятия практически не присутствуют на рынке Украины. А работающие руководители экспедиторских организаций получили разъяснения, что железная дорога как часть единой транспортной системы Украины по-прежнему предоставляет услуги российским грузоотправителям.
Таки образом, деятельность ПАО «Укрзализныця», с одной стороны, в полной мере отвечает требованиям национальной безопасности, с другой – продолжает осуществлять в штатном режиме внешнеторговые перевозки по заказам основных предприятий, операторов и экспедиторских организаций, отметил представитель перевозчика.

Малые операторы в безопасности
В основном в Украине под запрет попали те операторы, которые выполняют рейсы в Крым, сообщила инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам ООО «Транс-Агент Групп» Галина Боровик.
Вместе с тем, по ее словам, в РФ есть множество небольших компаний, которые по-прежнему отправляют свои вагоны в Украину.
В основном перевозки направлены в центральную часть Украины. Транзит также едет через Украину. Однако на некоторых погранпереходах можно столкнуться с задержками. Например, сложная ситуация сложилась на границе с Румынией. Там вагоны могут быть временно отставлены от движения.
На российско-украинских погранпереходах риски задержек поездов сопоставимы с другими внешнеторговыми направлениями, по которым следуют грузы из РФ. Многое зависит от типа грузов и нюансов их таможенного оформления. «По нашей компании, например, особых задержек я не отмечаю», – сказала Г. Боровик.

Морской гамбит
Ситуация складывается неоднозначная: с одной стороны, ПАО «Укрзализныця», хочет получить дополнительные объемы грузов и работает с клиентами в РФ, а с другой – вынуждено от них отказываться. Такая двойная игра уже привела к потере морского транзита – закрытию территориальных вод Украины для судов под российским флагом.
С этого момента российский морской транзит через Украину практически иссяк, отметил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко. Ведь, в свою очередь, Россия приняла зеркальные меры. В итоге грузы ушли в порты соседних стран Балтии.
Потери могут быть весьма болезненными для Украины. Причина не только в российском транзите. Его доля в объеме перевозок ПАО «Укрзализныця» несущественна. Сеть, в сравнении с предыдущими годами, потеряла транзит. Более существенная проблема для украинской стороны заключается в изношенности вагонного парка (около 90%), который компенсируют российские операторы. Если они отзовут свой подвижной состав, который оборачивается на сети ПАО «Укрзализниця», Украина может столкнуться с серьезным дефицитом парка, поясняет коммерческий директор ХК «Логопром» Алексей Безбородов.

Спор за вагоны
По мнению некоторых экспертов, именно украинские вагоностроители больше всех заинтересованы в продвижении санкций против российских железнодорожных операторов. Возможно, таким образом они рассчитывают вытеснить российский подвижной состав с украинской сети и тем самым заставить заказывать вагоны у украинских заводов на внутреннем рынке.
Вопрос в том, где взять деньги на приобретение нового подвижного состава. В Украине нет средств на обновление парков. Их не хватает и на инфраструктуру: ПАО «Укрзализныця» в ее развитие практически ничего не вкладывает. В такой ситуации вытеснение российского подвижного состава с рынка выглядит недальновидным решением.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions