+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2018 11:52:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Участники Крейнинских чтений узнали, что такое рычаг опрокидывания

14 декабря 2018 года в Высшей школе экономики прошла научно-практическая тарифная конференция «Крейнинские чтения», организованная Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦРЕМ) ВШЭ при участии представителей Российского университета транспорта (МИИТ).
Конференция была приурочена к 100-летию со дня рождения известного ученого, крупнейшего специалиста по железнодорожным тарифам А. В. Крейнина, под руководством которого во ВНИИЖТ была разработана система железнодорожных тарифов на грузовые и пассажирские перевозок, а также сформирована научная школа в сфере ценообразования на железнодорожном транспорте.
С большим докладом «Исследования заслуженного экономиста РФ, д. э. н. А. В. Крейнина в области железнодорожных грузовых тарифов и их значение для современной науки и практики» выступил его ученик – д. э. н. Л. А. Мазо. В докладе Л. А. Мазо был дан обзор основных тарифных реформ, в разработке которых принимал участие А. В. Крейнин, в том числе переход к двухставочным тарифам.
С развернутым докладом «Проконкурентное тарифное регулирование: методология, практика, перспективы» выступил заместитель руководителя ФАС России, председатель Методического совета по тарифному регулированию ФАС России, к. т. н. А. Н. Голомолзин. Доклад, помимо прикладных вопросов, затрагивал фундаментальные этические и философские основания эволюции представлений о рынках и конкуренции. Докладчик, в частности, заметил, что, по его мнению, сильное государство не то, которое понуждает и подавляет, а то, которое развивает конкуренцию и делает возможным функционирование рынков.

Пригородные перевозки не так убыточны, как кажется

Научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ А. В. Дементьев выступил с докладом «Тарифное регулирование вертикально интегрированных компаний со смешанной структурой собственности». Вывод, к которому пришел докладчик и который он развил в процессе ответа на дополнительные вопросы, заключался в том, что убыточность пригородных перевозок для ОАО «РЖД» формально имеется, но фактически недобор доходов на конечном рынке (из-за регулируемого заниженного тарифа) компенсируется скрытым завышением цен на промежуточном рынке (аренда подвижного состава), и в целом для РЖД пригородные перевозки не являются убыточными. Более того, согласие РЖД с тем, что часть регионов не компенсирует расходы на пригородные перевозки, как раз можно объяснить тем, что в ответ РЖД получают право нерегулируемо устанавливать цены на промежуточных рынках и компенсировать все расходы.

Если нет нужды регулировать – не регулируй

Доклад президента Национальной ассоциации транспортников, главного редактора журнала «Бюллетень транспортной информации», д. э. н., профессора Г. Е. Давыдова был посвящен актуальным проблемам регулирования и дерегулирования тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними услуги. Докладчик предложил дерегулирование железнодорожных тарифов для грузов третьего тарифного класса на полигонах с явно выраженной межвидовой конкуренцией, в том числе за счет модификации правил применения тарифного коридора и с учетом конъюнктуры рынка перевозок грузов, учета сопоставимых тарифов в качестве бенчмарка и применения метода обратного счета (конкурентная цена груза у потребителя за вычетом цены франко-вагон-станция отправления) в качестве бенчмарка. Также Г. Е. Давыдов призвал восстановить прием заявок грузоотправителей с признаком принадлежности вагонов «П» (парк перевозчика), запретить РЖД отказывать в приеме заявок по причине отсутствия вагонов и предоставить перевозчику право привлекать вагоны с рынка, по свободным рыночным ценам.

Перекрестное субсидирование: вопрос не так прост, как кажется

Доклад к. э. н. Ф. И. Хусаинова назывался «Перекрестное субсидирование в системе железнодорожных тарифов: между позитивной и нормативной экономической наукой». Отталкиваясь от данных о различной доходности перевозок различных грузов, в докладе был поставлен вопрос о вмешательстве регуляторов в ценовую систему с целью поддержки отдельных отраслей; был рассмотрен выбор, который должен делать регулятор, выбирающий из трех альтернативных стратегий: перекрестного субсидирования, субсидирования из бюджета и политикой невмешательства. И в этом контексте было показано, что, оставаясь строго в рамках позитивной экономической науки без перехода к нормативной, строго говоря, ни регулятор, ни какие либо отдельные ученые, эксперты или институции не в состоянии дать объективный научный ответ на целый ряд важных вопросов, касающихся государственного регулирования. А переход к нормативным высказываниям приводит к тому, что чистое научное утверждение засоряется привнесенными туда личными предпочтениями, ценностями, установками соответствующего ученого, эксперта или институции. Тема вызвала бурное обсуждение, касающееся прежде всего того, каким способом можно (и можно ли вообще) сделать экономическое утверждение относительно объективным? Или, иначе говоря, это частный случай более общего вопроса: возможна ли наука, свободная от ценностей?

Нужны ли льготы инновационным вагонам?

Председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ, доцент РУТ (МИИТ), к. э. н. Е. В. Реутов выступил с докладом, посвященным одной из самых дискуссионных и острых тем, волнующих транспортное сообщество в последнее время – получению льгот на порожний пробег для инновационных вагонов с повышеннной осевой нагрузкой. Так же, как не стихают споры об этом решении в отрасли, спорили и на семинаре, причем в споре участвовали как независимые эксперты, так и представители интересов вагоностроительных компаний.

Старый Прейскурант не отвечает интересам экономики

Председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ) П. А. Иванкин в своем докладе отметил, что текущая модель Прейскуранта при существующей грузовой базе не отвечает экономическим интересам железнодорожной отрасли и экономики в целом. Кроме того, П. А. Иванкин подчеркнул, что рост перевозок угля как низкодоходного массового груза с одновременным снижением перевозок высокодоходных грузов ведет к ситуации, когда любая дополнительная тонна перевозимого низкодоходного массового груза дает отрицательный результат для всей системы. Образуется так называемый рычаг опрокидывания, то есть условие, при котором маржинальная доходность от перевозки дополнительной 1 т низкодоходного массового груза не покрывает роста издержек инфраструктуры, связанных с обслуживанием этой дополнительной тонны груза».
В докладе директора НЦ «Экономика» АО «ВНИИЖТ», к. э. н. Е. Н. Ефимовой были представлены основные научные разработки, сделанные во ВНИИЖТ по темам, связанным с построением параметрических моделей себестоимости перевозок грузов для целей тарифообразования, которые впоследствии могут быть использованы при формировании нового Прейскуранта № 10-01.

Таким образом, всего прозвучало 14 научных докладов на различные темы, касающиеся как теоретических, так и прикладных аспектов вопросов, связанных с тарифным регулированием.

Конференция показала, что в сфере тарифной политики есть дискуссионные вопросы. А это значит, что научная дискуссия в этой сфере по-прежнему вызывает большой интерес как у академического сообщества, так у представителей транспортного бизнеса и регуляторов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions