RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
28.09.2016 13:11:33
РЖД-Партнер

Транзитные грузы зовут на Дальний Восток

Приграничные с Китаем российские регионы вынашивают планы по развитию транспортных коридоров, которые смогут привлечь на себя определенный объем трафика между странами северо-восточной Азии. Но для этого нужны крупные вложения в инфраструктуру.
18-20 октября в Пекине должно состояться заседание совета глав регионов Дальнего Востока и северо-восточных провинций Китая, главным вопросом которого станет двустороннее сотрудничество по развитию международных транспортных коридоров (МТК). В ноябре эта тема станет основной в повестке встречи главы правительства РФ Дмитрия Медведева и премьера госсовета Китая Ли Кэцяна.

Великий связной

По данным службы международных связей Дальневосточной железной дороги, в январе-августе через российско-китайский погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ, который является одним из ключевых звеньев МТК «Приморье-1», перевезено 5,3 млн т различных грузов. Это практически на уровне 2015 года.
«Что важно, понемногу прирастаем транзитом. Если в прошлом году из Китая было отправлено всего два контейнерных маршрута с дальнейшей перегрузкой в наших портах, то с начала этого хотя и небольшими отправками перевезено более 800 контейнеров», - рассказал заместитель начальника ДВЖД по Владивостокскому региону Андрей Ваулин.
Чтобы привлечь дополнительные объемы, проинформировали в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), были оптимизированы стоимостные условия на всем пути следования груза по территории России, усовершенствована технология передачи грузов на приграничных станциях, установлен понижающий коэффициент к железнодорожному тарифу.
Эффект от принятых мер может быть ощутим к концу 2016 года - прогнозируемый объем перевозок по коридору «Приморье-1» с участием портов Владивосток и Восточный (Находка) на первом этапе оценивается в 300 контейнеров в месяц. По мнению заместителя начальника ТЦФТО Игоря Селютина, сейчас на транспортно-логистическом рынке в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) складываются благоприятные условия для укрепления позиций российских железнодорожников.
«Сухопутные маршруты из северных провинций Китая в южные и крупнейшие порты КНР, а также Республики Корея имеют лимитированные пропускные способности, - говорит он. - Кроме того, современная конъюнктура на валютно-финансовом рынке делает транзитные перевозки по территории РФ экономически более привлекательными по сравнению с альтернативными вариантами доставки».
В области трансграничной логистики скрыт большой потенциал, также считает зампред правительства соседней с Приморьем китайской провинции Хэйлунцзян Хайтао Ли. «Из Харбина через Суйфэньхэ и далее через приморские порты интермодальные маршруты могут выйти в Корею, Японию и юго-восточные провинции Китая», - говорит он.
В настоящее время под перспективные объемы ОАО «РЖД» на станции Гродеково реконструирует перегрузочный комплекс Владивостокской дистанции механизированных погрузо-разгрузочных работ. Правда, свидетельствуют эксперты, потребуются дальнейшие вложения в инфраструктуру.
В предыдущие годы в рамках капитальных работ весь 120-километровый участок пути от станции Уссурийск до госграницы, являющимся ответвлением от Транссиба, был переведен на железобетонное основание. В итоге увеличились весовые нормы грузовых поездов до станции Гродеково. Правда, дальнейший участок до госграницы остается лимитирующим, в первую очередь по протяженности приемо-отправочных путей приграничных станций Сосновая падь и Рассыпная падь. «Они могут принимать поезда длиной не более 44 вагона. Вопрос о развитии станционного хозяйства Сосновой и Рассыпной пади периодически всплывает, - отметил начальник Уссурийской дистанции пути Алексей Брагин. - Хотя затраты нужны большие, потому как условия там достаточно стесненные, путь проходит через сопки. Но думаю, от этой необходимости никуда не денемся. Это выход на госграницу, а при активизации международных отношений с Китаем, перевозки будут только расти».

Транзитным маршем

На осуществление транзита нацелен также МТК «Приморье-2», связанный с портом Зарубино. Между тем транзитные перевозки осуществляются по нему в небольших объемах и главным образом через автомобильный пункт пропуска Хуньчунь – Краскино, пропускная способность которого сейчас ограничена. А через железнодорожный переход Хуньчунь - Махалино везется преимущественно российский экспортный уголь, хотя на ДВЖД выходили с предложением расширить его возможности для работы с другой номенклатурой грузов.
«Сегодня наша главная задача – отработать взаимодействие с пограничниками, таможней по оперативной доставке груза. И конечно, железнодорожный погранпереход Хуньчунь - Махалино необходимо на государственном уровне включить в перечень пунктов пропуска, которые могут работать с различными видами грузов, например, продуктами питания», - говорит Андрей Ваулин.
Суммарные вложения в МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» до 2030 года оцениваются более 300 млрд руб., и бизнесу из азиатских стран предложено инвестировать в российскую инфраструктуру. Под эгидой Минвостокразвития разработана концепция данных МТК, которая включает строительство морских терминалов, объектов энергетической, дорожной инфраструктуры, реконструкцию автомобильного пункта пропуска Краскино и приграничной станции Махалино.
Как сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, в настоящее время готова финансово-экономическая модель МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». «Проекты являются экономически рациональными и коммерчески выгодными для частных инвесторов. Ключевой вопрос с точки зрения практической реализации проекта транспортных коридоров – правильный подбор инвестора в создании инфраструктуры», - заявил Александр Галушка на недавних переговорах с председателем постоянного комитета собрания народных представителей провинции Хэйлунцзян Ваном Сянькуем.
«Согласно расчетам, к 2030 году потенциальный дополнительный грузооборот по международному транспортному коридору «Приморье-1» может составить до 7 млн т грузов в контейнерах и до 5 млн т зерна. По МТК «Приморье-2» – до 15 млн т контейнерных грузов и до 23 млн т зерна», - обозначил параметры приморский губернатор Владимир Миклушевский.
Тем временем на привлечение транзита рассчитывают и другие регионы Дальнего Востока, что вполне логично, учитывая протяженность российско-китайской границы. Так, в Еврейской автономной области ожидают всплеска перевозок с Китаем после открытия летом 2018 года железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян. Уже учреждено ООО «Логистика», в планах которого создание комплекса по приемке, переработке и отправке грузов, следующих из России в КНР и в обратном направлении.

Третий выход к океану

В Хабаровском же крае предлагают создать еще один транспортный коридор дополнительно к «Приморью-1» и «Приморью-2». Идею инициирует ООО «Самарга Холдинг». Проект предполагает продолжение железнодорожного сообщения от участка Транссиба в Хабаровске до района устья реки Самарги на севере Приморского края.
Первым объектом должен стать терминально-логистический центр «Рактиное», который планируется построить рядом с узловой станцией Хабаровск-2. Оттуда к Японскому морю проложат двухпутный участок железной дороги. Его общая протяженность составит 360 км. Линия выйдет к бухте Адими, куда впадает река Самарга. Там планируется создать новый порт грузооборотом до 80 млн т ежегодно. Он будет располагать контейнерным терминалом (мощностью перевалки до 1 млн контейнеров), угольным (20 млн т), универсальным (10 млн т), а также комплексами по перевалке нефтепродуктов (10 млн т) и обработке паромных грузовых судов (10 млн т).
По словам одного из учредителей ООО «Самарга Холдинг» Александра Васильева, цель проекта – минимизация логистических издержек и увеличение торгово-транспортного потока между Россией и странами АТР. По его словам, МТК «Самарга» сократит дальность грузовых перевозок по Транссибу примерно на 500 км. А близость будущего перегрузочного комплекса к АТР – в частности, до японского порта Вакканай не более 300 км - дает возможность привлечения транзитных грузопотоков.
Реализовать проект предполагается к 2026 году. Его стоимость сейчас оценивается более 400 млрд руб., из них 210 млрд руб. пойдут на прокладку железной дороги и приобретение подвижного состава. Основной объем инвестиций, уточнил Александр Васильев, рассчитывается привлечь из частных источников, в том числе из стран АТР.
Пока что проект выглядит достаточно экзотично. Независимый эксперт по железнодорожным перевозкам Александр Редько говорит, что Китаю гораздо интереснее выход на южный приморский порт Зарубино, через который можно направлять товаропотоки с северных в южные провинции КНР и наоборот.
«Япония же достаточно осторожно подходит к таким масштабным проектам, в немалой степени сказывается проблема Курил. У определенных японских кругов, конечно, имеется интерес к возможностям Транссиба, но не следует забывать, что Страна восходящего солнца располагает крупным торговым флотом, а судовладельцы заинтересованы в существующих маршрутах Азия - Европа по deep-sea, тем более у них есть наработанные логистические схемы», - отметил Александр Редько.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Rail Baltica – политический проект Европы

Rail Baltica – политический проект Европы
РЖД-Партнер

Предъявляем документики!

Предъявляем документики!
Для грузовладельца или транспортной компании заключение договоров с ОАО «РЖД» является обязательным условием осуществления любой отправки. При этом желание перевозчика предусмотреть все возможные нюансы оказания услуг и заранее оговорить их в различных документах абсолютно понятно. Тем не менее грузоотправители констатируют: существующий порядок документального оформления взаимодействия с владельцем инфраструктуры слишком сложен и должен быть упрощен. 
РЖД-Партнер

Операторы хотят больше субсидий

Операторы хотят больше субсидий
15 марта 2016 года должно было завершиться общественное обсуждение, а также антикоррупционная экспертиза проекта постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета покупателям продукции вагоностроения на компенсацию части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава», где содержится положение о единовременной субсидии покупателю в размере 300 тыс. руб. при приобретении инновационного вагона.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions