• Ставка на полувагон
    2072
    5.5 %
    руб./сут.
    декабрь 2017
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.84 -0.4 EUR ЦБ РФ 69.3 -0.5
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
04.12.2017 10:14:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тележка, полная разногласий

Одной из наиболее обсуждаемых тем в сфере вагоноремонта стали проблемные вопросы, связанные с ремонтом тележки грузового вагона 18–100. По поручению Минтранса должна быть разработана единая конструкторская ремонтная документация (КД) по ремонту тележек 18–100.
Тележка, полная разногласий
Предложение Росжелдора о выполнении поручения Минтранса России по разработке единой КД на базе конструкторской ремонтной документации, разработчиком которой является АО «НПК «Уралвагонзавод», было поддержано в ходе заседания наблюдательного совета союза «Объединение вагоностроителей», состоявшегося в конце августа. При этом было принято решение о целесообразности заключения договора между ОВС и УВЗ в качестве заказчика и исполнителя работ. Однако, судя по всему, подобное предложение профильного ведомства оказалось несколько неожиданным даже для самого заказчика, поскольку на текущий год в бюджете союза средства на исполнение этих работ не были предусмотрены. Поэтому членам ОВС было предложено в достаточно оперативном порядке внести дополнительные взносы в размере более 2,3 млн. руб. – такую сумму составила стоимость работ по договору сторон. Подобную актуализацию в ОВС считают необходимой и обоснованной. По словам исполнительного директора ОВС Евгения Семенова, определяющим фактором создания единой КД стало несовершенство существующей ремонтной и эксплуатационной документации при новом строительстве и ремонте грузовых вагонов и составных частей. Это, в свою очередь, создает предпосылки для использования контрафакта как при плановых ремонтах, так и в эксплуатации грузового ПС. В ОВС так же подчеркивают, что единая ремонтная КД будет распространяться на грузовые вагоны и составные части, введенные в эксплуатацию до вступления в силу техрегламента ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава (ТР ТС001/2011), взамен ремонтной документации, действующей в настоящее время на пространстве колеи 1520, разработчиком которой является ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» и АО «ВНИИЖТ».

На фоне обсуждения новых инициатив стоит вспомнить позицию ОАО «РЖД», которую компания обозначила еще в 2014 года, направив в адрес УВЗ письмо за подписью Валентина Гапановича, на тот момент вице-президента компании. В нем говорилось о том, что предложение о разработке новой ремонтной документации неизбежно приведет к тому, что на сети будут действовать два комплекта ремонтной документации на изделия, имеющие одну и ту же модель. Это приведет к различной трактовке требований к ремонту, что недопустимо. «При рассмотрении вопроса в компании с участием причастных (собственников грузовых вагонов, подразделений ОАО «РЖД», ПКБ ЦВ, представителей ремонтных подразделений) было принято решение о разработке ремонтной документации только на вновь разрабатываемые модели грузовых вагонов, а также их узлы и детали, имеющие конструктивные различия от эксплуатирующихся на сети дорог», – заключили в РЖД. Напомним, что в настоящее время основным документом по ремонту тележек грузовых вагонов является руководящий документ «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами» РД 32 ЦВ 052-2009, утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств – участников содружества. Он регламентирует возможность замены ряда комплектующих изделий между различными моделями тележек 23,5 т/с тип 2 ГОСТ 9246 при ремонте.

В АО «Алтайвагон» также предлагают более тщательно отнестись к назревшим для решения и нуждающимся в актуализации, но достаточно чувствительным аспектам данного вопроса. Как считают в компании, в случае разработки союзом «Объединение вагоностроителей» единой конструкторской ремонтной документации на ограниченный перечень моделей тележек, взаимозаменяемых с тележкой модели 18–100, разработчикам тележек, не включенных в единую конструкторскую ремонтную документацию, вероятно, потребуется разработка своих ремонтных документов, что будет не лучшим вариантом решения вопроса, в том числе и для ремонтных предприятий, выполняющих ремонт тележек. В итоге на сеть ремонтных предприятий может поступить несколько документов, разработанных разными организациями с одинаковыми требованиями к ремонту, что приведет только к увеличению документооборота при организации ремонта, увеличению трудоемкости и необходимого объема финансовых средств, для обеспечения ремонтных предприятий запасными частями без какого-либо повышения качества ремонта тележек. Кроме того, по мнению оппонентов предлагаемых нововведений на рынке вагоноремонта в их нынешней трактовке, состав и компетенция членов союза «Объединение вагоностроителей» недостаточны для разработки и принятия столь важного для всех участников рынка железнодорожных перевозок документа. В целом опасения заинтересованных участников связаны с тем, что в случае разработки новой ремонтной документации на тележку 18–100, применяемой в конструкции большинства грузовых вагонов, эксплуатируемых на сети ОАО «РЖД» – а это до 85% всего парка «типовых» вагонов – может быть установлен запрет на использование в ремонте взаимозаменяемых деталей. Как следствие, будут ужесточены требования к ремонту, к межремонтным срокам, техническому обслуживанию и т. д. Кроме того, возможен риск злоупотребления разработчиком конструкторской документацией на предмет использования исключительных прав.

Однако высказанные аргументы не повлияли на решение АО «НПК «Уралвагонзавод» о расторжении лицензионного договора на использование конструкторской документации на вагоны моделей 12–132 и 12–196–01 и тележек модели 18–100 и 18–194–1 с АО «Новозыбковский машиностроительный завод» с 1 июля 2017 года. УВЗ так же намерен просить железнодорожные администрации при регистрации собственных вагонов учитывать эту информацию. Более того, предлагается принять меры остановки вагонов, изготовленных после расторжения лицензионного договора на право использования конструкторской документации.

Необходимость жестких мер в компании пояснили желанием навести порядок на рынке ремонта и запчастей. По словам заместителя гендиректора АО «НПК «Уралвагонзавод» по гражданской продукции Бориса Мягкова, для этого у предприятия достаточно компетенций, а в его состав входит ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения». Кроме того, УВЗ является разработчиком и калькодержателем КД на тележку грузового вагона модели 18–100. В настоящее время УВЗ уже разработана часть ремонтной КД, отвечающей современному уровню развития техники с учетом требований ТРТС 001/2011. 

Очевидно, что единая конструкторская ремонтная документация, которую планируется разработать, должна предусматривать возможность проведения ремонта всех включенных в классификатор К ЖА 2115 10 «Условные обозначения моделей тележек грузовых вагонов» деталей тележек, взаимозаменяемых с тележками модели 18–100 и имеющих условное обозначение модели по классификатору 09. В обратном случае возникает опасность того, что, по сути, будет парализована возможность проведения планового ремонта данной модели тележки и самого вагона. Как следствие, вместо заявленного упорядочивания и актуализации нормативной базы и борьбы с контрафактом могут создаться условия для неравной конкурентной среды на рынке грузового подвижного состава и передела рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД в 2017 году увеличили объем капитального ремонта пути на треть

РЖД в 2017 году увеличили объем капитального ремонта пути на треть
На сети железных дорог ОАО "РЖД" завершается ремонтно-путевая кампания. Всего в 2017 году будет отремонтировано 5,73 тыс. км железнодорожного пути.
РЖД-Партнер

На железнодорожной линии Волочаевка-2 – Комсомольск в 2017 году завершат реконструкцию двух станций и откроют новый разъезд

На железнодорожной линии Волочаевка-2 – Комсомольск в 2017 году завершат реконструкцию двух станций и откроют новый разъезд
Развитие объектов инфраструктуры обеспечит рост перевозок в направлении портов Ванино.
РЖД-Партнер

Новый сервисный цех по обслуживанию локомотивов открылся в Комсомольске

Новый сервисный цех по обслуживанию локомотивов открылся в Комсомольске
Он позволит обеспечить рост перевозок по БАМу.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions