Однако с момента принятия данная методика не применялась. Тарифы ОАО «РЖД» продолжают индексироваться ежегодно. При этом размер индексации тарифа обсуждается в течении всего года, а точная величина индексации, как правило, становится известной лишь в декабре.
Безусловно, введение долгосрочного тарифообразования положительным образом отразится как на пользователях услуг железнодорожного транспорта, так и на ОАО «РЖД». Так, у грузоотправителей появится возможность долгосрочного прогнозирования транспортных затрат в части оплаты услуг ОАО «РЖД», а у ОАО «РЖД» – возможность прогнозирования доходной базы.
В настоящий момент широко обсуждается вопрос об установлении тарифов с привязкой к инфляции (рассматриваются варианты «инфляция плюс» и «инфляция минус»).
С точки зрения ИПЕМ, прежде чем определиться с параметрами долгосрочной индексации с привязкой к инфляции, необходимо тщательно спрогнозировать все факторы, влияющие на деятельность ОАО «РЖД». В частности, динамику цен производителей на внутреннем рынке, изменение грузовой базы, налоговой политики. Имеется немало примеров, когда поставщики ОАО «РЖД» единовременно поднимали цены на свою продукцию на 20–30%, а грузовая база претерпевала значительные изменения (например, ввод в эксплуатацию ВСТО привел к снижению объемов перевозки нефтеналивных грузов).
Все это оказывает влияние как на доходную, так и на расходную часть ОАО «РЖД». Соответственно, необходима сбалансированность решений регулятора – и это касается не только индексации тарифов на долгосрочный период.
На мой взгляд, в ближайшей перспективе на долгосрочное тарифообразование перейти не удастся, что прежде всего связано с неопределенностью в самой тарифной системе. Скажем, в настоящее время широко обсуждается вопрос либо о корректировке существующего прейскуранта № 10-01, либо о разработке нового.
В любом случае, пока этот вопрос не будет закрыт, говорить о долгосрочной тарифной системе не приходится. В то же время необходимо отметить, что грузовладельцы заинтересованы в большей степени в установлении долгосрочных правил тарифообразования и долгосрочных тарифов, чем в новом прейскуранте.
Автор: Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.