+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2018 09:40:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тарифам требуется более тонкая настройка

Рынок грузовых железнодорожных перевозок можно условно поделить на две составляющие: перевозки по долгосрочным контрактам и перевозки по разовым договорам – спотовые перевозки. Сегодня природа спотовых перевозок не вполне учитывается регуляторами и перевозчиком при принятии различного рода решений.
Хаотичные доставки

Спотовые перевозки воспринимаются как нечто недоведенное до логического конца, создающее технологические трудности и требующее срочного переформатирования. Тем не менее такие перевозки отражают структуру тех объективно сложившихся товарных потоков, которые лишь частично представлены на железнодорожном транспорте в связи с недружественным к ним отношениям и в связи со все меньшей готовностью осуществлять такие перевозки.

Мы часто приводим эти цифры, приведем их еще раз – количество грузоотправителей на сети ОАО «РЖД», работающих в сегменте спотовых отправок неуклонно сокращается.

Высвободившиеся грузопотоки перемещаются, как правило, на автомобильный транспорт, менее экологичный и гораздо менее безопасный, чем транспорт железнодорожный. Кроме того, на автотранспорте гораздо хуже обстоят дело с сохранностью груза при перевозке.

Сокращение спотовых перевозок для РЖД таит в себе риски повышения зависимости от перевозки всего нескольких сырьевых номенклатур грузов на экспорт – в случае ухудшения экспортной конъюнктуры и падения перевозок сырья железнодорожный комплекс может оказаться в непростой финансово-экономический ситуации, когда заменить экспортные перевозки сырья будет просто нечем.

Кроме того, хаотичные грузопотоки спотовых перевозок могут быть укрупнены и упорядочены только в случае значительного объема таких перевозок, а не при их постоянном сокращении.

Сложности в организации спотовых перевозок

И для перевозчика, и для оператора есть свои сложности в организации спотовых перевозок. Во-первых, спотовые перевозки менее технологичны. Заранее могут быть неизвестны ни дата, ни объем погрузки, ни даже точное направление. Либо эти показатели могут быть изменены уже в процессе организации перевозки.

Во-вторых, при спотовых перевозках повышается оборот вагона, что вызвано низкими скоростями доставки груза при спотовых перевозках. Скорости доставки грузов, оформляемых повагонной или групповой отправкой, не растут либо даже падают, в отличие от перевозок грузов маршрутными и контейнерными отправками.

Кроме того, поскольку спотовые перевозки осуществляют в основном представители малого и среднего бизнеса, то возможны риски, связанные со своевременной оплатой услуг операторов. Существует большая вероятность задержки в погрузке, выгрузке вагонов. В итоге мы видим, что на спотовый рынок практически не выставляют наиболее современные виды подвижного состава – инновационные полувагоны.

Трудности разовых перевозок

Владельцам инновационных полувагонов нужен точный прогноз окупаемости их довольно дорогостоящего парка, а предсказуемость возможна только на долгосрочных перевозках. Кроме того, на практике у крупной операторской компании сложно получить вагоны под спотовые перевозки по следующим причинам:

• Вагоны используются для перевозок грузов по технологии кольцевых замкнутых маршрутов, где наибольшую важность представляет задача по снижению оборота вагона, что исключает реагирование операторов на предложение попутной загрузки.

• Крупным компаниям сложно отвлекаться на заключение разовых контрактов, так как это всегда требует задействования усилий всех корпоративных служб (коммерческой, юридической, безопасности и пр.), что не компенсируется экономическим эффектом от небольших перевозок.

• Работа крупной компании всегда носит конвейерный характер, поэтому спотовые перевозки с их внезапностью и плавающим характером объемов даже психологически плохо вписываются в бизнес-логику крупных операторов.

• Владельцам инновационных полувагонов нужен точный прогноз окупаемости этого довольно дорогостоящего парка. А предсказуемость возможна только на долгосрочных перевозках.

Опора – на небольшие компании

Сегодня на рынке спотовых перевозок универсальными вагонами из крупных операторов активны прежде всего ПГК и ФГК, поскольку вагонный парк данных компаний позволяет обращать внимание и на небольших клиентов. Также эти компании имеют определенные публичные обязательства, обусловленные самим статусом крупнейших игроков.

В перспективе ситуация с отношением крупных операторов к спотовым перевозкам может поменяться, но только при условии полной автоматизации всех бизнес-процессов операторских компаний и перехода на систему продаж своих услуг через электронные площадки. Это позволит ускорить и упростить обработку заявок на предоставление вагонов со стороны малого и среднего грузоотправителя, поскольку из процесса принятия решения будет исключен менеджмент крупной операторской компании.

Но сегодня грузоотправителям, работающим на спотовом рынке, просто необходимо опираться на небольшие и средние операторские компании, чтобы обеспечить себе гарантии вывоза груза.

Чувствительность к дефициту

В заключение отмечу, что спотовым перевозкам требуется постоянный профицит вагонного парка, а также профицит пропускной способности инфраструктуры.

Крупный грузоотправитель может решить задачу обеспечения себя вагонным парком путем дачи оператору гарантий загрузки большего объема парка. Или другой пример – увеличение доли отправок поездов по расписанию снижает сроки доставки грузов, отправляемых данными поездами, и ухудшает качество перевозок грузов, оформляемых повагонными отправками.

Спотовый рынок оказывается слишком чувствительным к любым видам дефицитов на железнодорожном транспорте. В итоге самые высокие цены перевозки и самые низкие сроки доставки имеет грузоотправитель, работающий на споте.

Перевозчику и регуляторам полезно составить себе портрет грузоотправителя, работающего на спотовом рынке, с тем чтобы осуществить тонкую тарифную и нормативную настройку правил работы такого грузоотправителя.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions