+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.10.2016 12:22:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Спрос на массовую универсальность

Горячей темой прошедшей недели в транспортной отрасли стало обсуждение проблем дефицита  парка полувагонов для вывоза угля.
Эффект дежавю

У каждого из участников состоявшихся дискуссий, вербализированных в присутствии правительства Кемеровской области, ФАС, а так же представителей ОАО «РЖД», грузовладельцев и операторов, прозвучали свои убедительные аргументы. Однако связать их воедино и выработать консолидированную позицию пока не удается. Главной надеждой на разрешение создавшейся ситуации остается ожидание сезонного снижения спроса на перевозку и прогнозы восстановления интереса к обновлению парка. При этом нехватка полувагонов характерна не только для Кузбасса. Как рассказал в ходе VII международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» представитель одного из крупнейших нерудных холдингов в России – «Национальной нерудной компании» Александр Родионов, особенно напряженная ситуация сложилась на Южно-Уральской железной дороге, а из-за дефицита вагонов идет существенное невыполнение производственных планов. Здесь, на примере работы компании, выполнение обязательств по вывозу продукции составляет порядка 60%. «В целом по холдингу этот показатель достигает 70% от заявленного. Причем ситуация что по вывозу угля, что по вывозу щебня, практически одинакова», - уточнил он. О рисках самовозгорания складских запасов угля, избыточного его накопления и угрозах невыполнения социальных обязательств в случае несвоевременной реализации добытой продукции предупредил и заместитель генерального директора компании «Сибуглемет» Евгений Кузнецов. По его словам, за последний месяц объем складских запасов компании увеличился вдвое. В целом запасы угля на складах в Кемеровской области в сентябре составили 13,4 млн. т при нормативе 9 млн т. «Это товар, который не может долго храниться, дальше мы можем получить то, с чем уже встречались в 2011 году», - напомнил он. Тогда наиболее острая ситуация с предоставлением порожних полувагонов под погрузку угля предприятиям Кузбасса сложилась в ноябре 2011г., а разрешить проблему удалось за счет резервирования крупнейшими операторами потребного объема парка в регионе. Формально подобная технологическая схема работы распространяет алгоритм своего действия и на сегодняшний день. Однако на практике долгосрочные договоренности с крупнейшими операторами распределены неравномерно, а часть из них стремится предоставить порожний парк под более доходные грузы. Как рассказал генеральный директор УГМК-Транс Владимир Тарасенко, из-за высокого спроса на нерудные строительные материалы в летний период происходит отвлечение парка полувагонов с угольных перевозок на перевозки щебня, песка, гравия. «Еще одной весомой причиной дефицита порожнего подвижного состава является проведение на сети железных дорог плановых ремонтно-путевых работ с апреля по октябрь. Четкое планирование таких работ позволит сократить технологические «окна» и увеличить пропускную способность на ремонтных участках», - считает он.

Нехватка на фоне избытка

Кроме того, свой негативный вклад в создавшийся дефицит вносит значительное выбытие парка полувагонов в результате введения запрета эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы, превысившее их обновление. По статистике, выбытие парка за последнее время достигло 200 тыс. вагонов, а превышение списания ПС над производством выросло в 4 раза. По данным ИПЕМ, за 8 месяцев текущего года общий парк сократился на 60,6 тыс. ед. из них 27,5 тыс. составили полувагоны. При этом было произведено порядка 20 тыс вагонов, из которых 12 тыс. полувагонов. Ожидается, что к январю 2017 г. общее количество вагонов сократится еще на 7%, что все равно будет больше, чем потребует грузовая база. Тем временем, по данным заместителя генерального директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислава Золотарёва, на сети по-прежнему наблюдается профицит ПС, который составляет 75 тыс. ед, из них около 3 тыс. – это полувагоны.
Разница между глобальным профицитом полувагонов в целом по сети и их локальным дефицитом в местах массовой погрузки объясняется не только складывающейся конъюнктурой рынка, но и ограниченными возможностями инфраструктуры. По мнению участников перевозок, на сегодняшний день пропускная способность российских железных дорог не отражает потребностей грузоотправителей массовых грузов. Согласно долгосрочной программе развития угольной отрасли до 2030 г. объем добычи к 2020 г. должен составить 380 млн.т. При этом плановые показатели объема перевозок угольной отрасли должны соответствовать ее производству, особенно с учетом новых реализуемых проектов развития портовых мощностей. Однако здесь есть и позитивные сдвиги. Уже сегодня вывоз растущих объемов экспортного угля обеспечивается концентрацией парка и использованием вагонов нового поколения на наиболее загруженных направлениях. По предварительной оценке, общий эффект от использования вагонов повышенной грузоподъемности в 2016 г. будет выражен в дополнительно перевезенных 3 млн. т угля.
В целом, как считает генеральный директор «Восток1520» Владимир Сосипаторов, на сегодняшний день наиболее сбалансированный уровень для удовлетворения потребности грузоотправителей и работы на существующей инфраструктуре – это 470 тыс. полувагонов. На сети «РЖД» он будет достигнут в ноябре текущего года. «В этом году наблюдается повышенный спрос на полувагоны в локальных точках погрузки. Однако пик пройден в сентябре, постепенно заканчивается галопирующее списание полувагонов, а вагоностроительные заводы готовы удовлетворить необходимую потребность в новом подвижном составе», - отметил он. Такая готовность подтверждается и динамикой спроса на продукцию вагоностроителей. Впервые с 2012 г. в производстве грузовых вагонов наметился хотя и незначительный, но все-таки рост, вызванный увеличением грузовой работы и стремительным выбытием парка. При этом структура производства новых вагонов так же свидетельствует о повышенном спросе на универсальный ПС. Если за 8 месяцев 2015г. доля новых полувагонов составила 58%, то за этот же период 2016-го она увеличилась до 61%. В условиях общего снижения количества полувагонов на сети важнейшим элементом является эффективное использование парка ПС, считает заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник управления движения ОАО «РЖД» Анатолий Кужель. «За последние два месяца мы смогли достичь оборота полувагона менее 13 суток. И в дальнейшем, после завершения летней путевой компании, оборот полувагона будет возрастать. А те шероховатости в обеспечении подвижным составом, которые возникли, будут перекрываться повышением оборота», - подчеркнул он.
Таким образом, рынок перевозок грузов в полувагонах и, в частности, перевозок угля, достаточно нестабилен. Основными причинами локального дефицита ПС на сети стали сезонное отвлечение парка на более доходные перевозки и проведение масштабных плановых путевых работ. Кроме того, значительное выбытие парка за последние два года привело не только к технологическому, но и рыночному дефициту универсального парка. В этих условиях востребован сбалансированный подход к сотрудничеству между грузоотправителями, операторами и ОАО «РЖД» с учетом взаимных интересов и акцентом на долгосрочные прогнозируемые взаимоотношения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions