+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2018 11:42:39
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД предлагают направить дивиденды на реализацию инвестиционной программы

ОАО «РЖД» предлагает государству не платить дивиденды по обыкновенным акциям, ссылаясь на то, что эти деньги пойдут на реализацию масштабной инвестиционной программы.

Из всех крупных государственных компаний лишь оно может себе позволить обратиться с подобной просьбой. Остальные, хотя также реализуют большие инвестиционные проекты, не могут обращаться в правительство с такой просьбой по причине другой структуры акционерного капитала. Правительство обещает решить вопрос по размеру выплат РЖД государству до внесения бюджета в кабинет министров.

По словам вице-премьера Максима Акимова, правительство в ближайшее время еще раз соберется и обсудит дивидендную политику в отношении инфраструктурных компаний. Тем не менее, как стало известно, Минфин уже включил в бюджетные проектировки на 2019–2021 гг. почти 200 млрд руб. дивидендных поступлений от ОАО «РЖД». Министр финансов Антон Силуанов говорит, что будет последовательно добиваться, чтобы компания платила в бюджет 50% от чистой прибыли по МСФО.

Со своей стороны, руководство ОАО «РЖД» предлагает освободить общество от платежей по обыкновенным акциям до 2025 года для реализации масштабной программы модернизации инфраструктуры стоимостью более 7 трлн руб. Причем все средства оно планирует найти у себя и само же привлечь частные инвестиции.

В конце августа глава компании Олег Белозеров заявил, что если от выплат по обыкновенным акциям не откажутся, то, по оценке компании, невывезенными могут оказаться около 330 млн т грузов. Если исходить из прогнозов Минфина по 2019–2021 гг., речь может идти о сумме порядка 500 млрд руб. в течение 7 лет, что сопоставимо со стоимостью того, что РЖД планируют вложить непосредственно во второй этап модернизации Восточного полигона (495 млрд руб). В целом же этот проект реконструкции БАМа и Транссиба оценивается в 700 млрд руб.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов говорил СМИ, что компания готова к любому повороту событий, но если компания реализует такой масштабный проект без привлечения государственного финансирования, то должно быть и встречное движение.

ОАО «РЖД» – единственная из крупных компаний, которая может обратиться с такой просьбой. Ее акционером является государство через Росимущество. В 2016 году компания заплатила 5,142 млрд руб. дивидендов по обыкновенным акциям и еще 5 млн руб. – по привилегированным. Привилегированные акции появились в 2015 году, когда государство через Фонд национального благо стояния выделило ОАО «РЖД» средства на первый этап модернизации БАМа и Транссиба. По ним компания платит 0,01% капитала до 2020 года, а после этого срока (когда проект будет закончен и станет приносить полноценный доход) станет платить 2,89%. Если учесть, что из ФНБ было выделено 150 млрд руб., то это будет около 4 млрд руб.

Привилегированные акции есть и у «Транснефти», и у «Россетей», однако в их акционерном капитале есть частные компании и даже физические лица. К примеру, в «Транснефти» Росимуществу принадлежит лишь 78,55% капитала, а всего на начало 2018 года в реестре акционеров зарегистрировано 2644 физических лица и 27 юридических.

В «Россетях» структура акционерного капитала такова, что государство владеет 88,04% ценных бумаг, остальные распределены между миноритарными акционерами, а часть вообще находится в свободном обращении.

Поэтому в данном случае может возникнуть напряженность во взаимоотношениях государства и частных акционеров. В РЖД таких взаимоотношений нет, если не считать разницу в подходах различных государственных ведомств.

Весной этого года компания предложила изменить законодательство и позволить выплачивать дивиденды имуществом, таким как земельные участки, производственные и жилые здания, объекты местной энергетики. По мнению компании, это решает вопрос по отвлечению средств из бюджета, в том числе и по налогам, связанным с продажей таких объектов на конкурсах.

Кроме того, ОАО «РЖД» испытывает большие технические сложности при использовании государственных средств и отчета по ним. Условия их использования стали крайне жесткими. К примеру, Счетная палата проверила в 2016 году использование выделенных средства на БАМ и Транссиб и нашла, что монополия потратила на целевые расходы очень небольшие средства, поскольку оказалась не готова в срок проектная документация на строительство заявленных объектов. В то же время монополия на их хранении заработала 4 млрд руб. и включила себе этот доход в бюджет. В 2016 году компания не использовала остаток средств ФНБ в размере 21 млрд руб.

В РЖД уже давно жаловались, что очень трудно совместить требования государства по использованию бюджетных средств и реальный строительный процесс. К примеру, обязательно применение технико-ценового аудита к объектам стоимостью свыше 5 млрд руб. Аудит находит какие-то возможности сэкономить, но для этого нужно переделывать проект, на что требуется время. Затем нужно объявлять новые тендеры на проведение работ, но сроки уже сдвинуты, а деньги не используются. Государство может неожиданно переносить финансирование при каких-то обстоятельствах, что, опять же, случилось с Восточным полигоном в 2016 году. Часто невозможно просчитать сроки выкупа и изъятия земли, ее рыночную стоимость, с чем столкнулись при строительстве на Олимпиаде в Сочи. Если в проекте еще используются средства частных инвесторов, то сложности со стыковкой по срокам многократно возрастают. Поэтому своими средствами РЖД могут распоряжаться быстрее, а самое главное – эффективнее, поскольку нет бюрократических ограничений.

При этом ОАО «РЖД» имеет кредитный рейтинг на уровне странового и возможность занимать под такой же процент, как и государство. Ранее О. Белозеров говорил, что компания имеет возможность авансировать строителей дешевыми средствами, что снижает стоимость проектов и, соответственно, расходы на эти проекты. Но, очевидно, это могут быть только собственные средства.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions