• Ставка на полувагон
    2072
    5.5 %
    руб./сут.
    декабрь 2017
  • Финансы USD ЦБ РФ 59.28 -0.01 EUR ЦБ РФ 69.64 -0.29
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.04.2016 11:06:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Rail Baltica – политический проект Европы

Rail Baltica – политический проект Европы

В 2020 году в рамках проекта скоростной магистрали Rail Baltica начнется строительство железнодорожной линии Таллин – Рига – Каунас, которое завершится к 2025-му. Прокладка соединения с Варшавой запланирована на 2030 год.

Интеграция в действии
Rail Baltica – совместный проект стран Балтии, целью которого является интеграция в европейскую железнодорожную сеть путем соединения крупных городов: Таллина, Риги, Каунаса, Варшавы, Берлина – с возможностью продлить ветку до Хельсинки. По замыслу железнодорожные линии стран Балтии будут представлены колеей 1435 мм и существующей сегодня 1520 мм. Идея интеграции коридоров в направлении Север – Юг и Восток – Запад привлекательна для грузовладельцев и грузоотправителей. Ожидается, что улучшая возможности грузовых и пассажирских перевозок, магистраль повлечет за собой развитие новых центров, станет потенциалом роста рабочих мест на создаваемых производственных мощностях.


Rail Baltica важна и для обеспечения потребностей обороны и безопасности государств Евросоюза. Дорога облегчит скоростную доставку техники и сил НАТО из Центральной Европы к ее северным рубежам.


Также предполагается, что наличие скоростной магистрали повлечет снижение потоков грузовых машин на границе в направлении Польши за счет диверсификации на железную дорогу. Тем более что Европа заинтересована в развитии зеленой логистики.

Большие планы
По данным разработчиков проекта, британской консультационной компании Aecom Ltd., будущая магистраль позволит нарастить объемы грузоперевозок в направлении Север – Юг из/в европейские государства в 2020 г. до 9,8 млн т, в 2030 г. – до 12,9 млн т, в 2040 г. – до 15,8 млн т. Однако сегодня в ходе уточняющих исследований появился новый прогноз: в 2025 году грузопоток составит всего 2,5 млн т, а к 2050-му – 20 млн т. Поездом по трассе Rail Baltica, скорее всего, будут перевозиться только контейнеризированные грузы. Переброс одного «ящика» из латвийского распределительного центра до эстонского порта Мууга составит примерно €100. Проект привлечет около 60% текущих автотранспортных грузов, а также 20% от пассажиропотока автобусов и авиа.


В Литве запланировано развитие двух мультимодальных логистических парков – в Каунасе и Паневежисе, в Латвии – около Саласпилса. Причем парк в Каунасе уже практически сдан в эксплуатацию. А в Латвии все еще ведется исследование на предмет наиболее выгодного местоположения центра распределения, системы управления парком, логистики. Предполагается, что центр в Саласпилсе может стать точкой слияния колеи 1520 и 1435 мм для грузопотоков коридора Швеция – Россия – Китай. Общий объем грузов, проходящих через парк, в среднем составит 1,6 млн т в год, при этом восточное направление даст 0,36 млн т.


Пассажиропоток Таллин – Каунас в 2025 году ожидается на уровне 900 тыс. человек, а в 2050-м может превысить 4 млн в год, из них большая часть – пассажиры региона. Расстояние в 730 км от Таллина до литовско-польской границы пассажирский поезд будет преодолевать за 4,1 часа, для грузовых поездов время в пути составит 10 часов 30 минут. Максимальная планируемая скорость для пассажирских поездов – 240 км/ч, грузовых – 120 км/ч. Предполагается, что содержание инфраструктуры будет обходиться в €12 млн ежегодно. Общая стоимость строительства линии в странах Балтии, по расчетам Aecom Ltd., – €3,53 млрд. Однако в последнее время в связи с растущими затратами на дополнительные исследования проект оценивается уже в €3,5–5,2 млрд.
Недавно министр сообщения Латвии Улдис Аугулис сделал заявление о том, что если бы на Rail Baltica не выделялось европейское финансирование, следовало бы подумать о целесообразности данного проекта. Осенью 2015 года Еврокомиссия выделила €50 млрд на различные транспортные программы. Компания RB Rail (координатор всех процессов в Балтии) получила на реализацию скоростной железной дороги Rail Baltica €442 млн. Это 85% от всей необходимой суммы в текущий момент. А в феврале 2016-го RB Rail подала второе по счету ходатайство в размере €210,7 млн.
Капля скептицизма
Но насколько проект экономически обоснован и окупаем? Председатель правления совместной компании RB Rail Байба Рубеса недавно сообщила, что «сейчас важно провести расчеты, чтобы понять, окупится ли проект, а конкретные данные появятся в этом или в будущем году».


С самого начала у Rail Baltica были как сторонники, так и противники. Специалисты, связанные с железнодорожной отраслью, конечно, чаще оценивают его скептически, полагая, что грузов на оси Север – Юг нет и вряд ли они когда-либо будут в том объеме, чтобы с выгодой диверсифицировать их на железную дорогу.


Латвийский эксперт по транспорту Вадим Фальков считает, что прогнозы насчет грузопотоков будут сильно зависеть от тарификации на этой линии. И совершенно неясно, как в 2030 году поведут себя грузовладельцы: будут ли они заинтересованы доставлять грузы до Риги фурами, перегружать их в столице на поезд направлением на юг Европы? А вот в целом рельсовое сообщение до Берлина, по его мнению, целесообразно. «Если пассажирский поезд Rail Baltica сможет преодолевать расстояние от Риги до Берлина за 8 часов, то этот маршрут станет альтернативой авиасообщению за счет экономии времени на путь до аэропортов и длительной регистрации в них», – полагает В. Фальков.
Еще один независимый специалист по транспорту, Андрей Ковалевский, считает, что перспективность пассажирской линии определит покупательная способность и стоимость билетов по всему маршруту. По данным проектировщиков Aecom Ltd., проезд от Таллина до Риги в период с 2025 по 2040 год может стоить около €26–32. Однако, отмечает А. Ковалевский, автобусное сообщение между двумя балтийскими столицами пока что выгоднее.
Наталия Вострухова-Дон
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Америка: пионер контрейлерных перевозок

Америка: пионер контрейлерных перевозок
Минтранс России утвердил Технические условия размещения и крепления груза при контрейлерных перевозках. В связи с этим РЖД-Партнер вспоминает историю развития контрейлерных перевозок.

«Уберите грузовики с шоссе и поставьте их на контрейлеры», – этот призыв компании Southern Pacific Railroad был услышан в 1956 году. Таким образом, конкуренция между автоперевозками и железными дорогами в итоге вылилась в удачный симбиоз этих двух систем.
РЖД-Партнер

Тележка, полная разногласий

Тележка, полная разногласий
Одной из наиболее обсуждаемых тем в сфере вагоноремонта стали проблемные вопросы, связанные с ремонтом тележки грузового вагона 18–100. По поручению Минтранса должна быть разработана единая конструкторская ремонтная документация (КД) по ремонту тележек 18–100.
РЖД-Партнер

Ремонт без последствий

Ремонт без последствий
Вчера в Москве прошел деловой семинар «Как оздоровить рынок ремонта и обслуживания вагонов? Ищем баланс цены и качества», организованный журналом РЖД-Партнер. Участники мероприятия обсудили вопросы оценки качества выполнения ремонтных работ, в частности, касающиеся одной из наиболее актуальных тем – сокращения отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР).  

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions