RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.04.2016 11:06:56
РЖД-Партнер

Rail Baltica – политический проект Европы

В 2020 году в рамках проекта скоростной магистрали Rail Baltica начнется строительство железнодорожной линии Таллин – Рига – Каунас, которое завершится к 2025-му. Прокладка соединения с Варшавой запланирована на 2030 год.

Интеграция в действии
Rail Baltica – совместный проект стран Балтии, целью которого является интеграция в европейскую железнодорожную сеть путем соединения крупных городов: Таллина, Риги, Каунаса, Варшавы, Берлина – с возможностью продлить ветку до Хельсинки. По замыслу железнодорожные линии стран Балтии будут представлены колеей 1435 мм и существующей сегодня 1520 мм. Идея интеграции коридоров в направлении Север – Юг и Восток – Запад привлекательна для грузовладельцев и грузоотправителей. Ожидается, что улучшая возможности грузовых и пассажирских перевозок, магистраль повлечет за собой развитие новых центров, станет потенциалом роста рабочих мест на создаваемых производственных мощностях.


Rail Baltica важна и для обеспечения потребностей обороны и безопасности государств Евросоюза. Дорога облегчит скоростную доставку техники и сил НАТО из Центральной Европы к ее северным рубежам.


Также предполагается, что наличие скоростной магистрали повлечет снижение потоков грузовых машин на границе в направлении Польши за счет диверсификации на железную дорогу. Тем более что Европа заинтересована в развитии зеленой логистики.

Большие планы
По данным разработчиков проекта, британской консультационной компании Aecom Ltd., будущая магистраль позволит нарастить объемы грузоперевозок в направлении Север – Юг из/в европейские государства в 2020 г. до 9,8 млн т, в 2030 г. – до 12,9 млн т, в 2040 г. – до 15,8 млн т. Однако сегодня в ходе уточняющих исследований появился новый прогноз: в 2025 году грузопоток составит всего 2,5 млн т, а к 2050-му – 20 млн т. Поездом по трассе Rail Baltica, скорее всего, будут перевозиться только контейнеризированные грузы. Переброс одного «ящика» из латвийского распределительного центра до эстонского порта Мууга составит примерно €100. Проект привлечет около 60% текущих автотранспортных грузов, а также 20% от пассажиропотока автобусов и авиа.


В Литве запланировано развитие двух мультимодальных логистических парков – в Каунасе и Паневежисе, в Латвии – около Саласпилса. Причем парк в Каунасе уже практически сдан в эксплуатацию. А в Латвии все еще ведется исследование на предмет наиболее выгодного местоположения центра распределения, системы управления парком, логистики. Предполагается, что центр в Саласпилсе может стать точкой слияния колеи 1520 и 1435 мм для грузопотоков коридора Швеция – Россия – Китай. Общий объем грузов, проходящих через парк, в среднем составит 1,6 млн т в год, при этом восточное направление даст 0,36 млн т.


Пассажиропоток Таллин – Каунас в 2025 году ожидается на уровне 900 тыс. человек, а в 2050-м может превысить 4 млн в год, из них большая часть – пассажиры региона. Расстояние в 730 км от Таллина до литовско-польской границы пассажирский поезд будет преодолевать за 4,1 часа, для грузовых поездов время в пути составит 10 часов 30 минут. Максимальная планируемая скорость для пассажирских поездов – 240 км/ч, грузовых – 120 км/ч. Предполагается, что содержание инфраструктуры будет обходиться в €12 млн ежегодно. Общая стоимость строительства линии в странах Балтии, по расчетам Aecom Ltd., – €3,53 млрд. Однако в последнее время в связи с растущими затратами на дополнительные исследования проект оценивается уже в €3,5–5,2 млрд.
Недавно министр сообщения Латвии Улдис Аугулис сделал заявление о том, что если бы на Rail Baltica не выделялось европейское финансирование, следовало бы подумать о целесообразности данного проекта. Осенью 2015 года Еврокомиссия выделила €50 млрд на различные транспортные программы. Компания RB Rail (координатор всех процессов в Балтии) получила на реализацию скоростной железной дороги Rail Baltica €442 млн. Это 85% от всей необходимой суммы в текущий момент. А в феврале 2016-го RB Rail подала второе по счету ходатайство в размере €210,7 млн.
Капля скептицизма
Но насколько проект экономически обоснован и окупаем? Председатель правления совместной компании RB Rail Байба Рубеса недавно сообщила, что «сейчас важно провести расчеты, чтобы понять, окупится ли проект, а конкретные данные появятся в этом или в будущем году».


С самого начала у Rail Baltica были как сторонники, так и противники. Специалисты, связанные с железнодорожной отраслью, конечно, чаще оценивают его скептически, полагая, что грузов на оси Север – Юг нет и вряд ли они когда-либо будут в том объеме, чтобы с выгодой диверсифицировать их на железную дорогу.


Латвийский эксперт по транспорту Вадим Фальков считает, что прогнозы насчет грузопотоков будут сильно зависеть от тарификации на этой линии. И совершенно неясно, как в 2030 году поведут себя грузовладельцы: будут ли они заинтересованы доставлять грузы до Риги фурами, перегружать их в столице на поезд направлением на юг Европы? А вот в целом рельсовое сообщение до Берлина, по его мнению, целесообразно. «Если пассажирский поезд Rail Baltica сможет преодолевать расстояние от Риги до Берлина за 8 часов, то этот маршрут станет альтернативой авиасообщению за счет экономии времени на путь до аэропортов и длительной регистрации в них», – полагает В. Фальков.
Еще один независимый специалист по транспорту, Андрей Ковалевский, считает, что перспективность пассажирской линии определит покупательная способность и стоимость билетов по всему маршруту. По данным проектировщиков Aecom Ltd., проезд от Таллина до Риги в период с 2025 по 2040 год может стоить около €26–32. Однако, отмечает А. Ковалевский, автобусное сообщение между двумя балтийскими столицами пока что выгоднее.
Наталия Вострухова-Дон
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Предъявляем документики!

Предъявляем документики!
Для грузовладельца или транспортной компании заключение договоров с ОАО «РЖД» является обязательным условием осуществления любой отправки. При этом желание перевозчика предусмотреть все возможные нюансы оказания услуг и заранее оговорить их в различных документах абсолютно понятно. Тем не менее грузоотправители констатируют: существующий порядок документального оформления взаимодействия с владельцем инфраструктуры слишком сложен и должен быть упрощен. 
РЖД-Партнер

Операторы хотят больше субсидий

Операторы хотят больше субсидий
15 марта 2016 года должно было завершиться общественное обсуждение, а также антикоррупционная экспертиза проекта постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета покупателям продукции вагоностроения на компенсацию части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава», где содержится положение о единовременной субсидии покупателю в размере 300 тыс. руб. при приобретении инновационного вагона.
РЖД-Партнер

Приписка вагонов: дискуссии по спирали

Приписка вагонов: дискуссии по спирали
О процедурах приписки вагонов спорят уже давно. Сейчас многие из аргументов, которые приводились на эту тему ранее, уже неактуальны. И это говорит о том, что на российских железных дорогах могут решить проблемы, на которые обращают внимание собственники подвижного состава. Однако сегодня на повестке дня оказались новые вопросы… 


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру