+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.10.2016 15:37:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Предложения РЖД по точечным изменениям тарифов: риторика и реальность

ОАО «РЖД» выработало предложения по внесению в 2016 году точечных изменений в Прейскурант № 10-01.Отвлекаясь от их содержательной стороны, то есть собственно повышения тарифов на ту или иную величину, стоит обратить внимание и на такой аспект, как обоснование предложенных изменений, то есть на риторику документа.
О значении риторики в экономической науке

В 2015 годувышел из печати перевод на русский язык книги профессора Иллинойского университета Дейдры Макклоски «Риторика экономической науки». В ней автор утверждала, что риторика – то есть обоснование своей точки зрения экономистами -- ничуть не менее важно того, о чем они говорят. «Стиль и есть суть» - утверждает Д. Макклоски. В контексте этой методологии попробуем рассмотреть не столько предложения РЖД в плане повышения тарифов, сколько аргументы, которыми они обосновываются.

Дела давно минувших дней

В п.1.1. приложения к письму ОАО «РЖД» в аппарат правительства РФ от 20.09.2016 г., включающему предложения по внесению точечных изменений в Прейскурант № 10-01, констатируется, что с 1 января 2007 г. была проведена дифференцированная индексация тарифов на перевозки грузов в полувагонах, направленная на увеличение вагонной составляющей. Далее указывается, что в результате принятых мер тариф на перевозки в собственных полувагонах в 2007 снизился для грузов первого тарифного класса – на 6,5%, второго – на 4%, третьего – на 2,2 %. Уточним, что сократился он не в абсолютном измерении, а относительно среднего уровня роста для всех тарифов в целом. Напомним, что в 2007 г. вагоны независимых собственников составляли 36,2% от общей численности парка, парк ОАО «РЖД» - 58, 2 %, парк ДЗО ОАО «РЖД» - 5,6%.
Для чего РЖД вспоминают эти далёкие времена? Для того, чтобы сделать два вывода. Первый заключается в том, что введение в 2007 г. пониженных тарифных коэффициентов на перевозки в собственных вагонах объективно способствовало повышению доходности операторской деятельности. С этим доводом можно согласиться, тем более что такие направления, как развитие операторского бизнеса и увеличение доли рынка операторов были обозначены в «Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», утверждённой в 2001 г.
Но из этого же постулата РЖД делают ещё один вывод  о том, что сохранение пониженных тарифных коэффициентов лишено экономической логики из-за отсутствия реальной альтернативы приватным вагонам. В итоге РЖД предлагают в 2017 г. дополнительно проиндексировать тарифы для грузов первого и второго тарифных классов на 4,2%, для грузов третьего тарифного класса – на 2,2%.
Действительно, сегодня, когда практически весь парк является приватным, величина тарифа на перевозки для инвентарного парка РЖД не играет никакой роли для рынка. Но это означает, что мы просто имеем ряд индексаций ставок тарифов РЖД безотносительно уровня индексации, установленного отдельно для инвентарного парка.
Как известно, Прейскурант № 10-01 действует с 28 августа 2003 г. Временной ряд индексаций ставок Прейскуранта № 10-01 за период с 2004-го по 2016 гг. приведён в таблице ниже.

Динамика индексации ставок Прейскуранта № 10-01 в 2004-2016 гг.

таб.jpg

Всего за время существования ныне действующего Прейскуранта тарифы увеличились в 3,1 раза, а если взять за точку отсчета 1997 год -- то в 2,3 раза.
Необходимо иметь в виду: в таблице приведены данные именно по индексации тарифов, а не по их фактическому росту. А это не одно и то же. Например, в 2015 г. тарифы были проиндексированы на 10%, но помимо этого для перевозок на экспорт в рамках тарифного коридора они были увеличены на 13,4% для всех грузов, кроме угля; а экспортные перевозки угля подорожали на 1,3 %. Поэтому фактический рост тарифа не всегда совпадает с индексацией.

Графически динамика индексации тарифов РЖД представлена на рис.1.

pic1ind2016.jpg
Рис.1

Теперь в РЖД вспомнили, что на фоне общего более чем 3-х кратного роста тарифов девять лет назад их забыли проиндексировать на несколько процентов, и теперь нужно этот пробел восполнить. Это довольно странный аргумент. Во-первых, потому что он выглядит скорее как попытка найти некое подобие обоснования. По сути, всегда можно сказать: столько-то лет назад мы хотели повысить тарифы в два раза, но нам не дали, и теперь мы компенсируем так и неслучившуюся индексацию. Если идти по этому пути, то таким образом можно обосновать любую произвольную индексацию.
Во-вторых, если мы посмотрим на разницу между предложенной регуляторами индексацией и ее фактической величиной, пролоббированной перевозчиком, то увидим – в итоге индексация тарифа всегда превышала изначально запланированную регуляторами. Например, приказ ФСТ от 24.12.2013 г. № 252-т/1 объявлял, что в 2015 г. в рамках разработки долгосрочных тарифов на трёхлетний период железнодорожные тарифы будут повышены на 4,8%, но РЖД в итоге добились индексации в 10%. Приказ ФСТ от 05.12.2014 № 281-т/2 гласил, что в 2016 г. тарифы будут проиндексированы на 5,5%, но РЖД добились пересмотра этой цифры, и в итоге индексация составила 9% (рис.2).

pic2.jpg
Рис.2

Приказ ФАС от 10.12.2015 № 1226/15 предполагал повышение тарифов в 2017 г. на 4,5%, в 2018 г. - на 4,1%, но сегодня РЖД предлагают ряд тарифных точечных решений, в результате которых тарифы должны вырасти на 9,8%.
Таким образом, индексация, которая постоянно превышает ранее запланированную, кроме 2014 года, когда тарифы были заморожены, давно с лихвой компенсировала давнюю гипотетическую недоиндексацию 2007 года.

Тарифы на порожний пробег

Ещё одним предложением РЖД является дополнительная (сверх общей) индексация тарифов на перевозки порожних приватных вагонов на 2,75%. Здесь опять любопытно не само предложение, а его обоснование. РЖД обосновывает увеличение тарифов на порожний пробег ростом коэффициента порожнего пробега. В вышеупомянутом письме ОАО «РЖД» указывается, что доля порожнего пробега вагонов по отношению к гружёному за период с 2009 года по настоящее время увеличилась с 59 до 77%, в том числе для полувагонов – с 42 до 71 %.
Эти цифры удивили всех участников обсуждения темы, так как данные о коэффициентах порожнего пробега публикуются в различных источниках – от научной и справочной литературы до официального сайта ОАО «РЖД» -- где в разделе «Раскрытие информации» в форме 9-д-5 фиксируются такие показатели, как оборот вагона с разложением по элементам, коэффициент порожнего пробега (в том числе по основным родам подвижного состава), скорость доставки одной отправки и др.
Если мы посмотрим все возможные источники, то увидим, что коэффициент порожнего пробега по отношению к общему в 2009 г. составлял 41,3%, а в 2015 – 40,7%. Судя по этим данным, никакого роста нет, а есть, напротив, небольшое снижение. Коэффициент порожнего пробега по отношению к гружёному, на который ссылается текст письма РЖД (он является арифметической разновидностью коэффициента порожнего пробега) соответственно изменился с 70,35 до 68,6%.

(Примечание: коэффициент порожнего пробега к общему (К1) можно перевести в коэффициент порожнего пробега к гружёному (К2) по формуле: К2= К1/(100%-К1); рассчитываться он может как в долях единицы, так и в процентах).

Коэффициент порожнего пробега полувагонов по отношению к общему в 2009 г. составлял 42,6%, а в 2015-м – 41,8%, коэффициент порожнего пробега по отношению к гружёному в 2009 г. -- 74,2 и 71,8% соответственно. Следовательно, и у этого показателя роста в 2015 г. относительно 2009-го не фиксируется. Более того, на многих публичных конференциях представители РЖД сообщали, что в течение последних 15 лет коэффициент порожнего пробега находился на примерно одном и том же уровне (рис.3).

pic3.jpg
Рис.3

Таким образом, анализируя используемую для обоснования тарифных предложений риторику, можно сделать вывод, что приведенные перевозчиком аргументы не имеют отношения к самим предложениям. Более того, у многих экспертов складывается впечатление о том, что сначала формулируется предложение о повышении тарифа, а потом подыскивается более-менее правдоподобное обоснование.
Возникает вопрос – почему приведенная аргументация хромает? В экспертной среде высказываются две гипотезы. Первая состоит в том, что ОАО «РЖД» знает, что регуляторы согласятся с его предложениями вне зависимости от уровня аргументации. Второе предположение заключается в том, что РЖД считают регуляторов (Минэкономразвития и ФАС) не слишком квалифицированными экспертами. Какая из этих гипотез верна – покажет процесс обсуждения предложений перевозчика на различных экспертных площадках.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions