• Ставка на полувагон
    2065
    -1.5 %
    руб./сут.
    апрель 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.96 0 EUR ЦБ РФ 71.92 0
    BTC 5384.48 usd BTC 343570.21 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.09.2018 09:02:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Почему третий этап структурной реформы на ж/д транспорте остается только на бумаге?

Основу российской экономики составляют железные дороги. По протяженности и грузообороту они уступают железным дорогам США и Китая, а по грузонапряженности – только инфраструктуре КНР. РЖД занимают около 40% от совокупного объема грузовых перевозок в стране – крайне высокий показатель по мировым меркам. Так же, как и в КНР, Индии и Украине, Российские железные дороги находятся под управлением монополии.
Почему третий этап структурной реформы на ж/д транспорте остается только на бумаге?
Рынок железнодорожных перевозок России претерпел серьезные изменения со времен распада Советского Союза в 1991 году. Программа первого этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, запущенная в 2001 году, привела к созданию государственного акционерного общества, под управление которого была передана железнодорожная инфраструктура РФ. Далее последовало создание дочерних компаний и широкомасштабный процесс приватизации подвижного состава. 

Изначально план реформы железнодорожной отрасли содержал в себе еще один, третий этап, переход к которому был запланирован на 2006–2010 гг., но до сих пор не осуществлен. В 2001 году Николай Аксёненко, Борис Лапидус и Александр Мишарин в книге «От реформы к реформе» обозначили будущее железнодорожного рынка следующим образом: «Развитие частного парка магистральных локомотивов <…> Развитие конкуренции в грузовых и пассажирских перевозках на дальние расстояния <…> Требуется создание нескольких конкурирующих вертикально интегрированных железнодорожных компаний».   

Однако на текущем этапе конкурентная среда оказалась неполноценной. Правительство РФ и руководство ОАО «РЖД» стоят перед ответственным выбором, и затягивание перехода к третьему этапу не находит большого понимания среди игроков рынка. Остановка на середине пути сдерживает большой поток частных инвестиций, крайне необходимых для отрасли. 
Все три этапа утвержденной модели реформы на железнодорожном транспорте были сформированы на основе международного опыта:

• Передача рынка операторских услуг в частный сектор, по аналогии с Великобританией и Швецией (соответствующие условия установлены антимонопольным органом ЕС);

• Недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре для независимых перевозчиков с сохранением вертикально интегрированной железнодорожной компании; 

• Горизонтальное разделение: наличие нескольких вертикально интегрированных железнодорожных компаний, конкурирующих между собой на одинаковых маршрутах. Такая система действует в США и Мексике. 

Однако железнодорожная катастрофа в Хатфилде (графство Хартфордшир, Великобритания) 17 октября 2000 года убедила руководство ОАО «РЖД» в том, что нескольких владельцев железнодорожной инфраструктуры быть не должно. Тогда в начале XXI века неисправное состояние железнодорожного пути спровоцировало сход междугороднего поезда вблизи от станции Хатфилд. Инцидент унес жизни четырех человек. Проблемы с последующим обслуживанием инфраструктуры у частной железнодорожной компании Railtrack, отвечавшей за участок пути между Лондоном и Хатфилдом, и ее банкротство подкрепили доводы ОАО «РЖД». Впрочем, активных сторонников разделения железнодорожной инфраструктуры между несколькими независимыми компаниями в России не было. Приверженцев развития железнодорожного рынка по западной модели обвинили в намерении ослабить боеготовность России. Исследование на эту тему, опубликованное в 2013 году, предположительно организованное при участии ОАО «РЖД» и Российского союза промышленников и предпринимателей, также было направлено на дискредитацию данной идеи. 

То, что удалось отстоять реформаторам – это возможность для некоторых железнодорожных операторов пользоваться собственным локомотивным парком. В число таких транспортных компаний входят Globaltrans, «Трансойл» и ООО «Балттранссервис». Но частная локомотивная тяга на сети ОАО «РЖД» – исключение из правил. Сторонники продолжения реформы на железнодорожном транспорте выступают за полноценный допуск на сеть частной локомотивной тяги, чтобы уравнять конкурентные условия между ОАО «РЖД» и другими перевозчиками. 

Важно не забывать, что либерализация доступа независимых перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре способствует притоку частного капитала, направленного на расширение и совершенствование железнодорожной сети. В США и Канаде уже несколько десятилетий, а в  Мексике – после структурных реформ 1990-х гг. частные железнодорожные компании вложили десятки миллионов долларов в развитие железнодорожной сети.   
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Монопольный контроль

Монопольный контроль
Весной текущего года ОАО «РЖД» подготовило законопроект о внесении поправок в Устав железнодорожного транспорта, которые содержат целый ряд очень важных изменений. В рамках нового документа РЖД, в частности, предлагает создать СРО операторов, которая в случае необходимости будет предоставлять вагоны под социально значимые грузы. Новелла, которая говорит о том, что вкладывающие деньги в инфраструктуру компании могут получить право приоритетного доступа, и многое другое. При этом документ, который был направлен на регулирование всего рынка, а именно целевая модель рынка (ЦМР), снова был отложен в долгий ящик, а вот долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР) была принята. В рамках круглого стола «Чем грозит монополизация рынка?», организованного в рамках выставки «ТрансРоссия» – 2019, эксперты обсудили данные документы и пришли к выводу, что в большинстве своем отражают они только интересы монополии.
РЖД-Партнер

Качество транспортных услуг: что нужно клиенту и чем он недоволен?

Качество транспортных услуг: что нужно клиенту и чем он недоволен?
По итогам IV квартала прошлого года Индекс качества составил 62 балла. По сравнению с предыдущим кварталом этот показатель увеличился на 4 пункта. Какие проблемы вышли в исследуемый период на первый план, что происходит сегодня на инфраструктуре с дефицитом вагонов, их качеством, а также с качеством оказываемых услуг, и, главное, их стоимостью – эти острые вопросы обсудили в рамках интервью-студии «Открытый разговор» с РЖД-Партнером «Качество транспортных услуг: чего хочет клиент?» на 24-й международной выставке логистических услуг и технологий «ТрансРоссия».
РЖД-Партнер

Уйти от Китая и бумажных накладных

Уйти от Китая и бумажных накладных
В студии «Открытый разговор» в рамках выставки «ТрансРоссия» прошел круглый стол «Транзит: реальная сила или допинг субсидий?», организованный редакцией журнала РЖД-Партнер. Участники дискуссии отметили, что китайские субсидии, стимулирующие товарный экспорт из северных провинций страны в Европу, скоро закончатся, но те операторы контейнерных линий, которые смогут предложить клиенту качественный инновационный продукт, смогут сохранить и даже увеличить транзитные потоки. Перспективным сегодня остается привлечение грузов не только из Китая, но, главным образом, из Японии и Южной Кореи. Кроме того, появление на рынке евро-азиатского транзита российских субсидий может серьезно повлиять на объемы перевозок через нашу страну.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort