+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2016 11:44:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Операторы хотят больше субсидий

15 марта 2016 года должно было завершиться общественное обсуждение, а также антикоррупционная экспертиза проекта постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета покупателям продукции вагоностроения на компенсацию части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава», где содержится положение о единовременной субсидии покупателю в размере 300 тыс. руб. при приобретении инновационного вагона.

15 марта 2016 года должно было завершиться общественное обсуждение, а также антикоррупционная экспертиза проекта постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета покупателям продукции вагоностроения на компенсацию части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава», где содержится положение о единовременной субсидии покупателю в размере 300 тыс. руб. при приобретении инновационного вагона. Однако к следующему этапу согласований документ не перешел, его подписало только Минэкономразвития – 18 марта 2016 года. Пока проект не одобрен другими регуляторами, железнодорожные операторы требуют дополнить его пунктами о введении утилизационных премий и дополнительного субсидирования.

Дискуссии о том, как именно надо стимулировать собственников подвижного состава к покупке инновационных вагонов, в транспортном сообществе ведутся уже довольно давно. В очередной раз они возобновились в связи с введением запрета на эксплуатацию на сети общего пользования нескольких родов подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации с 01.01.2016 г. В частности, 9 февраля 2016-го на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Твери глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что для стабилизации ситуации в отрасли необходимо обеспечить производство в 2016 году не менее 40 тыс. вагонов, поэтому ключевые участники рынка получат господдержку. «Во-первых, это производители, – уточнил он. – Предусмотрено 3 млрд руб. на компенсацию им части производственных и логистических затрат, а также расходов на реализацию экспортных контрактов. Во-вторых, это операторы подвижного состава, для которых будут предусмотрены скидки при покупке инновационных вагонов в общем объеме 7 млрд руб.». По словам Д. Мантурова, все консультации с участниками рынка проведены и определен равновесный размер скидки в объеме 300 тыс. руб. на каждый приобретаемый вагон. В-третьих, государство будет поддерживать лизинговые компании и банки в объеме 1,8 млрд руб. путем предоставления скидок и процентов по кредитам на приобретение вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

Министр транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул: в нынешних условиях с учетом снижения объемов перевозок и реализации мер, направленных на списание парка вагонов, операторов грузовых вагонов необходимо поддержать. «Это касается субсидирования процентных ставок по кредитам на покупку новых вагонов, а также предоставления утилизационной премии при списании старого вагона и покупке нового», – уточнил он.

Напомним о предложениях операторов. Речь идет об утильпремии при списании старого вагона и покупке инновационного в размере 150 тыс. руб. (или более, в зависимости от количества списываемых вагонов) в дополнение к вошедшей в проект постановления единовременной субсидии в 300 тыс. руб. и возмещению части затрат на уплату процентов в первые 24 месяца после покупки в размере 90% суммы затрат на уплату процентов по привлеченным для нее после 01.01.2016 г. кредитам.

Поскольку эти предложения в проект постановления так и не вошли, в адрес глав Минпромторга и Минтранса было направлено как минимум два письма с просьбой поддержать инициативы операторов – из СРО НП «СОЖТ» от 29.02 2016 г. и ОАО «РЖД» от 22.03.2016 г. (Оба документа имеются в распоряжении редакции РЖД-Партнер.) В них особо подчеркивается важность одновременного получения покупателями нового железнодорожного подвижного состава вышеуказанных субсидий.

Вот как объясняют позицию операторов в АО «ПГК». «Собственники грузовых вагонов, подлежащих списанию в результате запрета продления срока службы, сейчас принимают решение о том, что делать дальше: покупать или нет новые вагоны, – отмечает представитель компании. – Если субсидию на приобретение новых вагонов предоставлять отдельно, ПГК и другие собственники списываемых вагонов не будут заинтересованы в немедленном возмещении выбывающего парка, потому что даже с учетом субсидирования действующие на рынке ставки не позволяют окупать инвестиции в новые вагоны». В ПГК считают, что после списания вагонов полученный в результате порезки металлолом будет продан, а вырученные от продажи деньги, вероятнее всего, пойдут на погашение кредитов, затем наступит дефицит подвижного состава, а ставки на его предоставление вырастут. «После чего мы пойдем одобрять привлечение средств на приобретение новых вагонов, а с учетом текущей ситуации в экономике неизвестно, смогут ли участники отрасли их получить», – прогнозируют в ПГК.

Представитель оператора полагает, что ситуация изменится при одновременной выплате утильпремии и субсидии. «В этом случае одновременно с принятием решения о списании парка мы бы принимали решение о покупке новых замещающих вагонов, – поясняют в ПГК. – Собственным финансовым плечом служили бы субсидия, утилизационная премия и выручка от продажи металлолома. В совокупности они давали бы достаточный финансовый рычаг для привлечения необходимых средств на покупку новых вагонов». При этом была бы обеспечена загрузка машиностроительных заводов и снижен риск возникновения дефицита вагонов.

В целом операторы недоумевают, по каким причинам их позиция не нашла отражения в проекте постановления, подготовленного Минпромторгом. «До сих пор указанная субсидия применялась неэффективно – пользовались ею исключительно аффилированные с вагоностроительными компаниями операторы, то есть фактически ее получали производители вагонов, а не реальные покупатели, что привело лишь к формированию аналогов финансовых пирамид в отрасли, а не стимулированию реального спроса», – уточняют они.

Что касается другого крупного оператора – АО «ФГК», то при благоприятном развитии ситуации он планирует закупить в 2016 году 4 тыс. инновационных вагонов, скорее всего, через лизинговую сделку. «Мы прилагаем максимум усилий, для того чтобы убедить правительство и Минпромторг включить в постановление о поддержке машиностроения пункт о выплате операторам премии в размере 450 тыс. руб. при утилизации старого вагона и покупке нового в качестве стимулирующей отрасль меры, – говорил генеральный директор АО «ФГК» Алексей Тайчер. – Предложение активно дискутировалось ранее, но в существующую версию документа так и не вошло». Кстати, по словам А. Тайчера, выход ФГК на плановую покупку в 4 тыс. вагонов зависит именно от того, будет это предложение реализовано или нет.

СОЖТ, помимо упомянутого письма регуляторам, также неоднократно высказывался о необходимости введения утильпремий. Кроме того, руководитель информационно-аналитического центра СОЖТ Игорь Лебедь отмечал, что в среднесрочной перспективе потребительский спрос может сместиться в сторону специализированного подвижного состава, к которому на данный момент не применимы критерии инновационности. «В этой связи необходимо проработать вопрос распространения утилизационных выплат не только на инновационный, но и на другие виды подвижного состава», – уточнял И. Лебедь.

Представители вагоностроительных заводов данную тему не комментируют. Один из них в частной беседе сообщил, что не понимает, как операторы собираются достичь успеха в продвижении своих предложений. При этом старший аналитик ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК ОВК) Лейсана Коробейникова отмечает, что 2015 год стал точкой разворота железнодорожной отрасли РФ. «Произошел переход от количественного роста производства к качественному обновлению парка, – поясняет она. – В прошлом году реализация вагонов упала почти в 2 раза. Было продано около 27 тыс. ед., более половины этого объема – вагоны нового поколения». Если же говорить о сегменте полувагонов, то доля инновационного подвижного состава в нем дошла до 80%. Однако их реализация снизилась за счет 70%-ного падения производства вагонов старого поколения (на тележке модели 18-100 и ее аналогах).

Мнения отраслевых экспертов по вопросу выплаты утильпремий и того, насколько зависит от них приобретение операторами инновационного подвижного состава, неоднозначны. Некоторые аналитики заявляют, что планируемые меры правительства направлены не столько на помощь операторам, сколько на поддержку вагоностроительной отрасли. «В итоге эти меры приведут к замене обычных вагонов инновационными», – отмечают они.

По мнению генерального директора АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павла Иванкина, введение утильпремии при приобретении инновационных вагонов можно рассматривать как один из инструментов регулирования спроса на новый подвижной состав. При этом эксперт считает, что использование такого инструмента на профицитном рынке может привести к укреплению позиций крупных операторских компаний с государственным участием, что не улучшит показатели использования и обновления парка.

«Для его пополнения современными вагонами в предыдущие годы были созданы определенные условия, – отмечает эксперт. – Они уже работают на рынке. Структура вагонного парка постепенно улучшается».

По его мнению, дополнительных стимулов в этом плане не требуется, хотя проблемы на рынке есть. «Наиболее актуальный вопрос – как оптимизировать лизинговую нагрузку на операторов и не обрушить банковскую и лизинговую системы, а также не потерять достигнутого уровня конкуренции, – конкретизирует П. Иванкин, поясняя, что именно из-за этой нагрузки операторы стремятся сократить свои расходы, в том числе за счет введения утилизационной премии.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions