+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2017 17:18:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в марте-апреле 2017 г.

Грузооборот в марте 2017 г. установил новый рекорд за новейшую историю России
В марте 2017 г. позитивная динамика начала года продолжилась: погрузка составила 109,0 млн т (+3,8% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот – 214,8 млрд т-км (+8,4%). При этом показатель грузооборота стал рекордным за всю новейшую историю России.

Выросли перевозки угля (+9,9%), железной руды (+4,3%) и минеральных удобрений (+2,1%). Упали к прошлому году перевозки строительных грузов (-5,0%), черных металлов (-4,5%), лесных грузов (-2,4%), зерна (-5,3%) и кокса (-9,1%).

Уголь: «Дебби» помогает российским угольщикам

Погрузка угля в марте 2017 г. установила рекорд для данного месяца и составила 31,0 млн т (+10% к марту прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 91,1 млн т угля, что на 9,3% выше аналогичного периода 2016 г.

Рост погрузки по-прежнему происходит за счет увеличения экспортных перевозок почти на 20% к уровню прошлого года. Основными странами, нарастившими импорт российского угля, стали Турция (рост в 4 раза), Великобритания (+20%), Китай (+30%), Польша (рост в 2,4 раза) и Индия (рост почти в 3 раза). Кроме того, существенно выросла отправка российского угля в адрес кипрских компаний (+30%), хотя в данном случае речь идет скорее о реэкспортном грузопотоке в страны АТР и на Украину. Согласно таможенной статистике Украины, в настоящее время Кипр является третьим по размеру поставщиком коксующегося угля в страну.

В конце марта горнодобывающие компании BHP Billiton и Glencore приостанавливали добычу угля на шахтах в угольном регионе Австралии из-за тропического циклона «Дебби». Объем недопоставки оценивается на уровне 13 млн т. Несмотря на то, что сами шахты практически не пострадали, «Дебби» повредил железную дорогу, соединяющую шахты и порт, и заблокировал вывоз части коксующегося угля из штата Квинсленд, обеспечивающего половину мировых поставок. По оценкам железнодорожного оператора Aurizon, на ремонт путей потребуется не менее пяти недель.

Последствия циклона побудили таких крупных покупателей, как Китай и Япония, начать поиск новых поставщиков. Россия наряду с другими могла бы нарастить объемы отправок угля и получить выгоду от сокращения австралийских поставок, однако эксперты отмечают, что пропускная способность портов Дальнего Востока не позволит отечественным угольщикам быстро нарастить экспорт.

Нефть и нефтепродукты: конец спорам – дорогу экспорту

Погрузка нефти и нефтепродуктов в марте 2017 г. достигла прошлого года и составила 20,7 млн т. Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 61,2 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% ниже аналогичного периода прошлого года.

В марте к прошлому году выросли поставки нефти и нефтепродуктов в Белоруссию (в 2 раза) и Турцию (в прошлом году поставки почти не осуществлялись). Положительная динамика отправок в эти страны обусловлена восстановлением грузопотока на фоне улучшения политического климата.

В апреле Россия и Беларусь подписали несколько соглашений, которыми урегулировали напряженность в нефтегазовом секторе, тянувшуюся с прошлого года. Согласно договоренностям, с 2021 г. Россия может возобновить в Белоруссию поставки объемом более 24 млн т нефти. Потенциал роста перевозок железнодорожным транспортом может составить до 40% дополнительно к текущему уровню.

Строительные грузы и цемент: восстановления пока не предвидится

Погрузка строительных грузов в марте 2017 г. составила 11,3 млн т (-5,0% к марту прошлого года), цемента — 2,1 млн т (соответствует уровню прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 27,9 млн т строительных грузов и 4,6 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 3,2% и 2,3% соответственно.

По данным отчета «Рейтингового агентства строительного комплекса», кризис в строительной отрасли усугубляется в результате сокращения госзаказов, сжатия спроса со стороны населения и дорогих банковских кредитов. По оценке экспертов, на госзаказ приходится 60% всех строительных работ.

Проекты с государственной поддержкой будут и дальше поддерживать строительную отрасль, например, программа по сносу 25 млн м2 пятиэтажного жилья, которая, по разным оценкам, может обойтись бюджету Москвы в 2,5-3 трлн руб. Реализацию проекта планируется начать уже в сентябре текущего года, а займет она больше 10 лет, что будет способствовать росту перевозок строительных грузов в регион.

Черные металлы: падение экспорта на фоне усиления конкуренции на мировом рынке

Погрузка черных металлов в марте 2017 г. составила 6,3 млн т (-4,5% к марту прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 17,8 млн т черных металлов, что на 0,4% выше аналогичного периода прошлого года.

При этом падение перевозок произошло как на внутренних (-3%), так и на внешних направлениях (-7%). Ключевыми странами, снизившими импорт российской металлопродукции, стали Италия (-40%) и Египет (-80%). Кроме того, практически прекратились поставки во Вьетнам и Малайзию. Однако выросли поставки в Финляндию (почти не осуществлялись в прошлом году), Бельгию (в 1,5 раза) и Казахстан (+40%).

Снижению экспортного грузопотока, в первую очередь, способствовал возврат на мировой рынок китайских компаний с дешевой стальной продукцией. В марте выплавка КНР стали увеличилась на 1,8% до рекордных 72 млн т на фоне противоположных заявлений Пекина о значительном сокращении металлургических мощностей.

Наращивают производство стали и другие страны, в том числе, импортеры российской продукции. Производство стали в Италии в марте выросло на 9,5%, а в Турции — на 14% по сравнению с уровнем прошлого года.

В текущих рыночных условиях прогнозируется дальнейшее снижение перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

Железная и марганцевая руда: экспорт руды растет на фоне увеличения выплавки стали в мире

Погрузка руды в марте 2017 г. составила 9,6 млн т (+4,3% к марту прошлого года). Всего с начала года было отправлено 26,6 млн т руды, что на 0,2% выше аналогичного периода прошлого года.

Драйвером роста погрузки стали экспортные перевозки (+6%): в Турцию (в 2,4 раза), а также в Японию, Казахстан, Сербию и Египет, тогда как в прошлом году поставки в эти страны не осуществлялись.

В среднесрочной перспективе вновь ожидается рост перевозок руды на экспортных направлениях на фоне увеличения выплавки стали в мире, а также снижения выплавки черных металлов российскими производителями.

Лесные грузы: небольшое снижение погрузки на фоне высокой базы прошлого года

Погрузка лесных грузов в марте 2017 г. составила 4,1 млн т (-2,4% к марту прошлого года). Всего с начала года было отправлено 10,8 млн т лесных грузов, что на 3,9% выше аналогичного периода прошлого года.

Экспортный поток снизился на 2%: в Финляндию (-15%), Египет (вдвое) и Японию (-20%). Однако частично такое падение обусловлено значительным ростом перевозок лесоматериалов в Китай в марте прошлого года. Вместе с тем экспорт в Китай выше всего на 3% в марте 2017 г.

В среднесрочной перспективе перевозки лесных грузов могут умеренно расти.

Зерно и продукты перемола: несмотря на действие пошлин в марте в Турцию было отгружено рекордное количество пшеницы

Погрузка зерна в марте 2017 г. составила 1,8 млн т (-5,3% к марту прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 5 млн т зерна, что на 0,6% выше аналогичного периода прошлого года.

Основное падение перевозок произошло в Саудовскую Аравию (вдвое). Почти полностью прекратились поставки Южную Корею, Йемен, Монголию и Испанию. Однако несмотря на заградительные пошлины на российскую пшеницу в марте в Турцию было ввезено почти в 4 раза больше продукции. По мнению экспертов, экспортеры смогли нарастить поставки по старым контрактам, которые заключались до 15 марта.

По оценке директора департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского, апрельская оценка экспорта понижена с 3,07 млн т до 2,6 млн т. Снижение оценки вывоза связано с действием турецких заградительных пошлин и с сохранением крепкого рубля, а также со сдерживанием продаж пшеницы на фоне снижения цен на внутреннем рынке и замедления поставок в Египет в адрес GASC (госкомпания Египта, проводящая тендеры на закупку зерна).

В результате новый прогноз экспорта в этом сельхозгоду составляет около 35,3 млн т против предыдущей оценки в 36 млн т. Прогноз экспорта пшеницы снижен до 27,2 млн т с 27,6 млн т (24,8 млн т в прошлом сельхозгоду).

В краткосрочной перспективе возникшие сложности на экспортных рынках могут снизить объемы перевозок зерна железнодорожным транспортом, однако в среднесрочной перспективе прогнозируется рост погрузки из-за текущего роста запасов зерна (+20% к началу апреля прошлого года).

Химические и минеральные удобрения: стабильный рост продолжается

Погрузка удобрений в марте 2017 г. составила 4,9 млн т (+2,1% к марту прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 14,3 млн т удобрений, что на 5,1% выше аналогичного периода прошлого года.

Импорт российских удобрений нарастили Китай (+16%), Бразилия (+25%), США (+20%) и Турция (поставки не осуществлялись в прошлом году).

При сохранении текущих рыночных тенденций прогнозируется дальнейший рост перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

На фоне выросшего спроса вагоностроители повышают выпуск вагонов, а ставки продолжают расти

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

В марте 2017 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 5 746 ед. (из них 3,9 тыс. ед. — это полувагоны), что в 2,6 раза выше результатов марта 2016 г. (2 157 ед.) и на 16% больше, чем в феврале 2017 г.

При этом выпуск вагонов превысил их списание, которое в марте составило 3,3 тыс. ед. (из них полувагонов — 1,8 тыс. ед.).

Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав — 986 тыс. ед. На начало апреля неисправный парк — 79 тыс. ед., профицит — 62 тыс. ед. (из них полувагонов — всего 4 тыс. ед.).

В марте стоимость аренды полувагонов на типовых тележках 18-100 и ее аналогах выросла до 1 225 руб./сутки, в апреле рост продолжился. По ожиданиям участников рынка, к июню ставка может увеличиться в среднем на 10-15%, а в дальнейшем скорректироваться на фоне балансировки парка. По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, с ростом закупок полувагонов и сокращением списания неизбежно снижение арендных ставок и доходности. В этом сегменте есть перекос, отмечает эксперт, покупают в основном вагоны нового поколения, но избегают отдавать их под некоторые грузы или маршруты (под щебень или грейферную разгрузку в портах). По мнению ФГК, дефицит вагонов нивелируется, будет происходить коррекция ставок, а основной упор в конкурентной борьбе будет сделан на комплексность услуг. Однако, по расчетам Института исследования проблем железнодорожного транспорта, ждать падения ставки пока не стоит — при росте грузовой базы и дальности ставка до конца года достигнет 2 тыс. руб./сутки.

В то же время, по оценке вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, всеобщего дефицита вагонов нет, но имеются риски возникновения локального дефицита, что связано с ростом объемов перевозок и увеличением грузооборота. В частности, на экспорт планируется отправить больше каменного угля, минеральных удобрений, лесных грузов и зерна. «Объем погрузки в пиковый период 2017 г. ожидается на уровне 3,5 млн т в сутки. Под такой объем потребуется подать 443 тыс. полувагонов. Это значит, что ситуация с обеспечением грузоотправителей данным подвижным составом летом может усложниться».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions