• Ставка на полувагон
    2064
    0 %
    руб./сут.
    май 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.3 -0.17 EUR ЦБ РФ 73.37 -0.15
    BTC 7708.11 usd BTC 500699.56 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.06.2018 14:49:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок

Транспортная общественность обсуждает очередную версию «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года». Многое в этом документе улучшилось по сравнению с предыдущими версиями. Однако в тексте, как забытые мины, закопанные на дороге, есть несколько фундаментальных заблуждений, которые хотелось бы отметить.
Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок
В дискуссиях вокруг этого документа много говорят о прикладных аспектах, но я хотел бы сконцентрироваться на двух важных теоретических соображениях.

В последней версии ЦМР (от марта 2018 г.) есть одно любопытное положение, касающееся критериев, при которых возможно появление рынка перевозчиков. В версии от 16 марта в параграфе «8. Целевое состояние рынка услуг по перевозке груза» оно выглядит так (стр. 29):

«При этом развитие института локальных перевозчиков и частной локомотивной тяги возможно только при выполнении следующих принципиальных условий: (...)
– Неухудшения целевого финансового состояния ОАО «РЖД»;
– Отсутствия роста общей стоимости перевозки для грузоотправителей».

Стоит отметить, что многие заблуждения регуляторов исходят не из злого умысла, но из теоретической неупорядоченности представлений о рынке, конкуренции и роли свободных цен.

Заблуждение первое: конкуренция без конкуренции

Первое из перечисленных требований предполагает, что если на рынке локомотивной тяги появится конкуренция, то она должна быть такой, чтобы один из этих конкурентов (и этот конкурент – ОАО «РЖД») ни при каких условиях не был ущемлен. Но ведь суть конкуренции, вообще говоря, ровно в том и заключается, чтобы одни участники наносили «урон» другим. Более того, говорить о наличии конкуренции можно только тогда, когда никто из участников рынка не будет уверен в своей защищенности от крупных финансовых потерь или высоких рисков банкротства.

Как писал лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек: «Конкуренция представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или может стремиться. Хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений».

Наличие в тексте ЦМР «неухудшения» фактически означает, что конкуренция допустима, но только в таких пределах, чтобы не влиять на благополучие монополии РЖД. То есть – не совсем конкуренция.

Заблуждение второе: рынок без рыночных цен

Касательно второго требования об отсутствии увеличения общей стоимости перевозки для грузоотправителей стоит отметить, что возможность повышать или понижать стоимость, реагируя на недостаточный спрос или недостаточное предложение, является главным механизмом, с помощью которого рынок обретает устойчивое равновесие.

Фиксация стоимости дефицитного ресурса не сделает его более доступным и приведет к стагнации рынка. Эту простую мысль впервые сформулировал Янош Корнаи в книге «Экономика дефицита». Вмешательство в естественную динамику цены полностью блокирует развитие рынка в этой сфере.

Данное требование из ЦМР в отношении рыночного, конкурентного сегмента оперирования вагонами говорит о фундаментальном непонимании роли цены в рыночной экономике. Именно повышенная цена передает сигнал, стимулирующий переток ресурсов на рынке, вследствие которого предложение подстраивается под спрос грузоотправителей.

Рост стоимости предоставления вагонов стимулировал рост их производства, который привел к их профициту и снижению ставки предоставления вагона в 2013–2014 гг., именно либерализация цен ликвидировала дефицит, потому что повышение цены – это сигнал.
Уничтожение ценовых колебаний означает уничтожение рынка. Более действенным инструментом для снижения ценовых колебаний в долгосрочной перспективе и уменьшения экономической прибыли может стать развитие конкуренции, что требует снижения барьеров входа на рынок и ухода с него. В ЦМР же, наоборот, предлагается ввести новые барьеры.

Текущая редакция целевой модели рынка предполагает недопустимость появления настоящего рынка: возможен допуск только некоторых субъектов на некоторые сегменты, на которые укажут регуляторы и РЖД. Поэтому необходима дальнейшая доработка документа, нужно идти по этой дороге.

Ведь, перефразируя знаменитый вопрос Т.Абуладзе, из «Покаяния» - зачем вообще нужна дорога, если она не ведёт к рынку?

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Монопольный контроль

Монопольный контроль
Весной текущего года ОАО «РЖД» подготовило законопроект о внесении поправок в Устав железнодорожного транспорта, которые содержат целый ряд очень важных изменений. В рамках нового документа РЖД, в частности, предлагает создать СРО операторов, которая в случае необходимости будет предоставлять вагоны под социально значимые грузы. Новелла, которая говорит о том, что вкладывающие деньги в инфраструктуру компании могут получить право приоритетного доступа, и многое другое. При этом документ, который был направлен на регулирование всего рынка, а именно целевая модель рынка (ЦМР), снова был отложен в долгий ящик, а вот долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР) была принята. В рамках круглого стола «Чем грозит монополизация рынка?», организованного в рамках выставки «ТрансРоссия» – 2019, эксперты обсудили данные документы и пришли к выводу, что в большинстве своем отражают они только интересы монополии.
РЖД-Партнер

Качество транспортных услуг: что нужно клиенту и чем он недоволен?

Качество транспортных услуг: что нужно клиенту и чем он недоволен?
По итогам IV квартала прошлого года Индекс качества составил 62 балла. По сравнению с предыдущим кварталом этот показатель увеличился на 4 пункта. Какие проблемы вышли в исследуемый период на первый план, что происходит сегодня на инфраструктуре с дефицитом вагонов, их качеством, а также с качеством оказываемых услуг, и, главное, их стоимостью – эти острые вопросы обсудили в рамках интервью-студии «Открытый разговор» с РЖД-Партнером «Качество транспортных услуг: чего хочет клиент?» на 24-й международной выставке логистических услуг и технологий «ТрансРоссия».
РЖД-Партнер

Уйти от Китая и бумажных накладных

Уйти от Китая и бумажных накладных
В студии «Открытый разговор» в рамках выставки «ТрансРоссия» прошел круглый стол «Транзит: реальная сила или допинг субсидий?», организованный редакцией журнала РЖД-Партнер. Участники дискуссии отметили, что китайские субсидии, стимулирующие товарный экспорт из северных провинций страны в Европу, скоро закончатся, но те операторы контейнерных линий, которые смогут предложить клиенту качественный инновационный продукт, смогут сохранить и даже увеличить транзитные потоки. Перспективным сегодня остается привлечение грузов не только из Китая, но, главным образом, из Японии и Южной Кореи. Кроме того, появление на рынке евро-азиатского транзита российских субсидий может серьезно повлиять на объемы перевозок через нашу страну.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort