• Ставка на полувагон
    2079
    1.3 %
    руб./сут.
    январь 2019
  • Индекс качества III квартал 2018г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.76 -0.32 EUR ЦБ РФ 76.14 -0.81
    BTC 3613.88 usd BTC 240512.75 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.06.2018 14:49:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок

Транспортная общественность обсуждает очередную версию «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года». Многое в этом документе улучшилось по сравнению с предыдущими версиями. Однако в тексте, как забытые мины, закопанные на дороге, есть несколько фундаментальных заблуждений, которые хотелось бы отметить.
Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок
В дискуссиях вокруг этого документа много говорят о прикладных аспектах, но я хотел бы сконцентрироваться на двух важных теоретических соображениях.

В последней версии ЦМР (от марта 2018 г.) есть одно любопытное положение, касающееся критериев, при которых возможно появление рынка перевозчиков. В версии от 16 марта в параграфе «8. Целевое состояние рынка услуг по перевозке груза» оно выглядит так (стр. 29):

«При этом развитие института локальных перевозчиков и частной локомотивной тяги возможно только при выполнении следующих принципиальных условий: (...)
– Неухудшения целевого финансового состояния ОАО «РЖД»;
– Отсутствия роста общей стоимости перевозки для грузоотправителей».

Стоит отметить, что многие заблуждения регуляторов исходят не из злого умысла, но из теоретической неупорядоченности представлений о рынке, конкуренции и роли свободных цен.

Заблуждение первое: конкуренция без конкуренции

Первое из перечисленных требований предполагает, что если на рынке локомотивной тяги появится конкуренция, то она должна быть такой, чтобы один из этих конкурентов (и этот конкурент – ОАО «РЖД») ни при каких условиях не был ущемлен. Но ведь суть конкуренции, вообще говоря, ровно в том и заключается, чтобы одни участники наносили «урон» другим. Более того, говорить о наличии конкуренции можно только тогда, когда никто из участников рынка не будет уверен в своей защищенности от крупных финансовых потерь или высоких рисков банкротства.

Как писал лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек: «Конкуренция представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или может стремиться. Хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений».

Наличие в тексте ЦМР «неухудшения» фактически означает, что конкуренция допустима, но только в таких пределах, чтобы не влиять на благополучие монополии РЖД. То есть – не совсем конкуренция.

Заблуждение второе: рынок без рыночных цен

Касательно второго требования об отсутствии увеличения общей стоимости перевозки для грузоотправителей стоит отметить, что возможность повышать или понижать стоимость, реагируя на недостаточный спрос или недостаточное предложение, является главным механизмом, с помощью которого рынок обретает устойчивое равновесие.

Фиксация стоимости дефицитного ресурса не сделает его более доступным и приведет к стагнации рынка. Эту простую мысль впервые сформулировал Янош Корнаи в книге «Экономика дефицита». Вмешательство в естественную динамику цены полностью блокирует развитие рынка в этой сфере.

Данное требование из ЦМР в отношении рыночного, конкурентного сегмента оперирования вагонами говорит о фундаментальном непонимании роли цены в рыночной экономике. Именно повышенная цена передает сигнал, стимулирующий переток ресурсов на рынке, вследствие которого предложение подстраивается под спрос грузоотправителей.

Рост стоимости предоставления вагонов стимулировал рост их производства, который привел к их профициту и снижению ставки предоставления вагона в 2013–2014 гг., именно либерализация цен ликвидировала дефицит, потому что повышение цены – это сигнал.
Уничтожение ценовых колебаний означает уничтожение рынка. Более действенным инструментом для снижения ценовых колебаний в долгосрочной перспективе и уменьшения экономической прибыли может стать развитие конкуренции, что требует снижения барьеров входа на рынок и ухода с него. В ЦМР же, наоборот, предлагается ввести новые барьеры.

Текущая редакция целевой модели рынка предполагает недопустимость появления настоящего рынка: возможен допуск только некоторых субъектов на некоторые сегменты, на которые укажут регуляторы и РЖД. Поэтому необходима дальнейшая доработка документа, нужно идти по этой дороге.

Ведь, перефразируя знаменитый вопрос Т.Абуладзе, из «Покаяния» - зачем вообще нужна дорога, если она не ведёт к рынку?

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Непредсказуемый тариф

Непредсказуемый тариф
Сегодня возник целый ряд вопросов, связанных с долгосрочной системой тарифообразования на сети Российских железных дорог. Решения по дополнительным надбавкам всколыхнули рынок. У экспертов возникает неизбежный вопрос: а стоят ли привлеченные средства нарушения достигнутых ранее договоренностей? Однако механизмы для эффективного регулирования продолжают предлагаться.
РЖД-Партнер

На острие спроса

На острие спроса
Вслед за ростом количества онлайн-продаж в рунете, которые оказались наиболее динамичным сектором отечественной цифровой экономики за 11 месяцев 2018 года, транспортные компании отмечают рост перевозок мелких грузов, доля которых за год увеличилась с 0,8 до 1,9% отечественного грузооборота. Эта тенденция послужила одной из причин появления нового сервиса компании «РЖД Логистика» – регулярных импортно-экспортных доставок мелких грузов между Москвой и Пекином в почтово-багажных вагонах, который получил название Rail Jet.
РЖД-Партнер

Электронный контролер транзита

Электронный контролер транзита
В России намерены отслеживать транзит и обеспечивать сохранность грузов с помощью электронных пломб. Такой опыт может стать очередным шагом к широкому применению подобных устройств в транспортной логистике.

  1. Правительство до конца января оценит целесообразность долгосрочных грузовых ж/д тарифов после 2025 года. Возможна ли в нынешней нестабильной ситуации разработка подобных тарифов или расчеты в конечном итоге все равно придется пересматривать?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
bitrix:menu.sections: 0.0023 с; Запросов: 3 (0.0005 с)
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions