• Ставка на полувагон
    2111
    -0.8 %
    руб./сут.
    август 2018
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.89 0.52 EUR ЦБ РФ 76.06 0.83
    BTC 6277 usd BTC 419476.22 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.06.2018 14:49:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок

Транспортная общественность обсуждает очередную версию «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года». Многое в этом документе улучшилось по сравнению с предыдущими версиями. Однако в тексте, как забытые мины, закопанные на дороге, есть несколько фундаментальных заблуждений, которые хотелось бы отметить.
Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок
В дискуссиях вокруг этого документа много говорят о прикладных аспектах, но я хотел бы сконцентрироваться на двух важных теоретических соображениях.

В последней версии ЦМР (от марта 2018 г.) есть одно любопытное положение, касающееся критериев, при которых возможно появление рынка перевозчиков. В версии от 16 марта в параграфе «8. Целевое состояние рынка услуг по перевозке груза» оно выглядит так (стр. 29):

«При этом развитие института локальных перевозчиков и частной локомотивной тяги возможно только при выполнении следующих принципиальных условий: (...)
– Неухудшения целевого финансового состояния ОАО «РЖД»;
– Отсутствия роста общей стоимости перевозки для грузоотправителей».

Стоит отметить, что многие заблуждения регуляторов исходят не из злого умысла, но из теоретической неупорядоченности представлений о рынке, конкуренции и роли свободных цен.

Заблуждение первое: конкуренция без конкуренции

Первое из перечисленных требований предполагает, что если на рынке локомотивной тяги появится конкуренция, то она должна быть такой, чтобы один из этих конкурентов (и этот конкурент – ОАО «РЖД») ни при каких условиях не был ущемлен. Но ведь суть конкуренции, вообще говоря, ровно в том и заключается, чтобы одни участники наносили «урон» другим. Более того, говорить о наличии конкуренции можно только тогда, когда никто из участников рынка не будет уверен в своей защищенности от крупных финансовых потерь или высоких рисков банкротства.

Как писал лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек: «Конкуренция представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или может стремиться. Хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений».

Наличие в тексте ЦМР «неухудшения» фактически означает, что конкуренция допустима, но только в таких пределах, чтобы не влиять на благополучие монополии РЖД. То есть – не совсем конкуренция.

Заблуждение второе: рынок без рыночных цен

Касательно второго требования об отсутствии увеличения общей стоимости перевозки для грузоотправителей стоит отметить, что возможность повышать или понижать стоимость, реагируя на недостаточный спрос или недостаточное предложение, является главным механизмом, с помощью которого рынок обретает устойчивое равновесие.

Фиксация стоимости дефицитного ресурса не сделает его более доступным и приведет к стагнации рынка. Эту простую мысль впервые сформулировал Янош Корнаи в книге «Экономика дефицита». Вмешательство в естественную динамику цены полностью блокирует развитие рынка в этой сфере.

Данное требование из ЦМР в отношении рыночного, конкурентного сегмента оперирования вагонами говорит о фундаментальном непонимании роли цены в рыночной экономике. Именно повышенная цена передает сигнал, стимулирующий переток ресурсов на рынке, вследствие которого предложение подстраивается под спрос грузоотправителей.

Рост стоимости предоставления вагонов стимулировал рост их производства, который привел к их профициту и снижению ставки предоставления вагона в 2013–2014 гг., именно либерализация цен ликвидировала дефицит, потому что повышение цены – это сигнал.
Уничтожение ценовых колебаний означает уничтожение рынка. Более действенным инструментом для снижения ценовых колебаний в долгосрочной перспективе и уменьшения экономической прибыли может стать развитие конкуренции, что требует снижения барьеров входа на рынок и ухода с него. В ЦМР же, наоборот, предлагается ввести новые барьеры.

Текущая редакция целевой модели рынка предполагает недопустимость появления настоящего рынка: возможен допуск только некоторых субъектов на некоторые сегменты, на которые укажут регуляторы и РЖД. Поэтому необходима дальнейшая доработка документа, нужно идти по этой дороге.

Ведь, перефразируя знаменитый вопрос Т.Абуладзе, из «Покаяния» - зачем вообще нужна дорога, если она не ведёт к рынку?

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Экспортный потенциал локомотивостроительной отрасли России

Экспортный потенциал локомотивостроительной отрасли России
Мировые тренды в развитии локомотивостроения движутся в сторону энергоэффективного потребления путем использования топливных элементов (водород, сжиженный газ) и электрической тяги (литий-ионные батареи).
РЖД-Партнер

В техрегламент внесут поправки, но проблемы они не решат

В техрегламент внесут поправки, но проблемы они не решат
2 августа вступило в действие положение технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», которое делает невозможным продление назначенного срока службы маневровых локомотивов без модернизации и последующей сертификации.
РЖД-Партнер

Самыми динамично растущими грузами в погрузке на сети РЖД за первые 7 месяцев стали зерно, автомобили и черные металлы

Самыми динамично растущими грузами в погрузке на сети РЖД за первые 7 месяцев стали зерно, автомобили и черные металлы
По итогам 7 месяцев 2018-го погрузка на сети ОАО «РЖД» выросла на 3,3%, до 751,3 млн т в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

  1. ОАО «РЖД» сообщило о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Как это решение повлияет на рынок перевозок скоропортящихся грузов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions