• Ставка на полувагон
    2095
    -0.6 %
    руб./сут.
    октябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.81 0 EUR ЦБ РФ 75.32 0
    BTC 6459.93 usd BTC 421510.43 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.06.2018 14:49:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок

Транспортная общественность обсуждает очередную версию «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года». Многое в этом документе улучшилось по сравнению с предыдущими версиями. Однако в тексте, как забытые мины, закопанные на дороге, есть несколько фундаментальных заблуждений, которые хотелось бы отметить.
Новая версия ЦМР: теоретические мины под рынок перевозок
В дискуссиях вокруг этого документа много говорят о прикладных аспектах, но я хотел бы сконцентрироваться на двух важных теоретических соображениях.

В последней версии ЦМР (от марта 2018 г.) есть одно любопытное положение, касающееся критериев, при которых возможно появление рынка перевозчиков. В версии от 16 марта в параграфе «8. Целевое состояние рынка услуг по перевозке груза» оно выглядит так (стр. 29):

«При этом развитие института локальных перевозчиков и частной локомотивной тяги возможно только при выполнении следующих принципиальных условий: (...)
– Неухудшения целевого финансового состояния ОАО «РЖД»;
– Отсутствия роста общей стоимости перевозки для грузоотправителей».

Стоит отметить, что многие заблуждения регуляторов исходят не из злого умысла, но из теоретической неупорядоченности представлений о рынке, конкуренции и роли свободных цен.

Заблуждение первое: конкуренция без конкуренции

Первое из перечисленных требований предполагает, что если на рынке локомотивной тяги появится конкуренция, то она должна быть такой, чтобы один из этих конкурентов (и этот конкурент – ОАО «РЖД») ни при каких условиях не был ущемлен. Но ведь суть конкуренции, вообще говоря, ровно в том и заключается, чтобы одни участники наносили «урон» другим. Более того, говорить о наличии конкуренции можно только тогда, когда никто из участников рынка не будет уверен в своей защищенности от крупных финансовых потерь или высоких рисков банкротства.

Как писал лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек: «Конкуренция представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или может стремиться. Хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений».

Наличие в тексте ЦМР «неухудшения» фактически означает, что конкуренция допустима, но только в таких пределах, чтобы не влиять на благополучие монополии РЖД. То есть – не совсем конкуренция.

Заблуждение второе: рынок без рыночных цен

Касательно второго требования об отсутствии увеличения общей стоимости перевозки для грузоотправителей стоит отметить, что возможность повышать или понижать стоимость, реагируя на недостаточный спрос или недостаточное предложение, является главным механизмом, с помощью которого рынок обретает устойчивое равновесие.

Фиксация стоимости дефицитного ресурса не сделает его более доступным и приведет к стагнации рынка. Эту простую мысль впервые сформулировал Янош Корнаи в книге «Экономика дефицита». Вмешательство в естественную динамику цены полностью блокирует развитие рынка в этой сфере.

Данное требование из ЦМР в отношении рыночного, конкурентного сегмента оперирования вагонами говорит о фундаментальном непонимании роли цены в рыночной экономике. Именно повышенная цена передает сигнал, стимулирующий переток ресурсов на рынке, вследствие которого предложение подстраивается под спрос грузоотправителей.

Рост стоимости предоставления вагонов стимулировал рост их производства, который привел к их профициту и снижению ставки предоставления вагона в 2013–2014 гг., именно либерализация цен ликвидировала дефицит, потому что повышение цены – это сигнал.
Уничтожение ценовых колебаний означает уничтожение рынка. Более действенным инструментом для снижения ценовых колебаний в долгосрочной перспективе и уменьшения экономической прибыли может стать развитие конкуренции, что требует снижения барьеров входа на рынок и ухода с него. В ЦМР же, наоборот, предлагается ввести новые барьеры.

Текущая редакция целевой модели рынка предполагает недопустимость появления настоящего рынка: возможен допуск только некоторых субъектов на некоторые сегменты, на которые укажут регуляторы и РЖД. Поэтому необходима дальнейшая доработка документа, нужно идти по этой дороге.

Ведь, перефразируя знаменитый вопрос Т.Абуладзе, из «Покаяния» - зачем вообще нужна дорога, если она не ведёт к рынку?

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

В 2019 году около 2 тыс. промышленных локомотивов могут быть остановлены

В 2019 году около 2 тыс. промышленных локомотивов могут быть остановлены
РЖД-Партнер

Московский метрополитен согласился увеличить шрифт на новых указателях

Московский метрополитен согласился увеличить шрифт на новых указателях
Концептуальное обновление навигации в Московском метрополитене – необходимая мера, а возврат к прежней системе уже нецелесообразен на большинстве станций. Об этом РЖД-Партнеру сообщили в Московском метрополитене в ответ на жалобы пассажиров, недовольных новой системой навигации.
РЖД-Партнер

Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов: взгляд рынка

Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов: взгляд рынка
По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) на основе опроса представителей рынка, проблема дефицита полувагонов для перевозки горно-металлургических грузов сохраняется, при этом улучшение по сравнению с прошлым годом отмечает меньшинство игроков на рынке. Грузоотправители, пользующиеся услугами операторов вагонов, указывают на рост ставок с начала года, а критической для бизнеса называют границу в 2033 руб. за вагон в сутки.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions