RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
10.10.2016 11:30:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На современных рельсах

Территория России охватывает различные климатические зоны, некоторые из них оказывают значительное влияние на состояние рельсового полотна. Например, в болотистой местности оно со временем искривляется. Есть регионы с экстремально низкими температурами. Интенсивное движение в густонаселенных районах приводит к нагреванию рельсов до такой степени, что происходит их деформация. А ведь от качества железнодорожного полотна зависит не только скорость движения составов, но и безопасность на сети. Если раньше продукцию для прокладки дороги ОАО «РЖД» закупало в Европе и Японии, то сегодня рельсы всех видов и любой длины выпускаются в России. Однако полностью ли они соответствуют международному стандарту?
На современных рельсах
Конкуренция обостряется

Технологическое лидерство в производстве стальных рельсов и аналогичной металлопродукции принадлежит японским и западноевропейским металлургическим компаниям. Сейчас во всем мире рельсы выпускает весьма небольшое число заводов, а технологией изготовления современной рельсовой продукции, соответствующей наиболее жестким требованиям стандартов западноевропейского (UIC) и американского (AAR) рынков, располагает лишь несколько ведущих японских, европейских и американских компаний. До последнего времени отечественные рельсы отставали от лучших мировых аналогов по геометрическому качеству и длине, а также по ряду других показателей. Так, согласно исследованию, ресурс японских и французских изделий вдвое превышал возможности отечественных рельсов.
Но время точит не только камень, но и металл. Сегодня на российском рынке рельсового проката работает не одна компания. Крупнейшие игроки – ПАО «Мечел» и «Евраз». Они запустили производство 100-метровых рельсов повышенной прочности. Борьба между двумя заводами за выпуск уникального для нашей страны продукта началась еще в 2007–2008 гг. С переменным успехом то одна компания, то другая одерживала верх. Во всем мире железные дороги находятся в жесткой конкурентной борьбе с другими видами транспорта и оставаться востребованными они могут, лишь организовав высокоскоростное пассажирское и тяжеловесное грузовое движение. Именно в рельсах для этих видов перевозок сейчас есть потребность. «Ключевой характеристикой для заказчиков остается эксплуатационная стойкость изделий. В связи с этим усилился и контроль за их производством. Сейчас каждый рельс подвергается сплошному неразрушающему контролю внутренних и поверхностных дефектов, а также геометрических параметров. Наряду с применением современного оборудования и технологий необходимо строжайшее соблюдение всех требований», – комментирует заместитель управляющего директора «Евраз ЗСМК» по технологии рельсового проката Геннадий Юнин.

Стратегия в помощь

Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусматривает увеличение грузоподъемности составов и скорости их движения. И без должного улучшения качества рельсов данная задача будет трудновыполнима. Но пока развитие рельсовой науки и техники происходило в догоняющем режиме. В частности, долгие годы ориентиром служили японские рельсопроизводители. Однако в 2014 году импорт рельсов в Россию полностью прекратился. На данный момент возможности отечественных производителей не только удовлетворяют спрос российских заказчиков, но и позволяют успешно наращивать экспортные продажи. Основным потребителем рельсовой продукции в РФ является ОАО «РЖД». Только за первую половину 2016-го компания закупила 464,8 тыс. т рельсов, что составляет почти 74% от общего объема закупки данного вида продукции за весь прошлый год (628,4 тыс. т). Причем ООО «ЕвразХолдинг» за 6 месяцев 2016 года поставило 364,8 тыс. т, ПАО «Мечел» – 100 тыс. т. Всего в соответствии с достигнутыми договоренностями с производителями ОАО «РЖД» в текущем году ожидает поставку 875,5 тыс. т рельсов, в том числе 655,5 тыс. т от ООО «ЕвразХолдинг» и 220 тыс. т от ПАО «Мечел».
Новые рельсы применяются как для строительства железнодорожной сети, так и для ремонта действующих отрезков. Для укладки на особо грузонапряженных или высокоскоростных участках пути используются дифференцированно-термоупрочненные рельсы длиной 25 и 100 м. «С учетом планов по развитию рельсового транспорта не только в России, но и за ее пределами есть возможность экспортировать отечественные рельсы. В первую очередь в страны СНГ. Достаточно вспомнить то, как развивались железные дороги и трамваи в СССР. Понятно, что конкуренция на мировом рынке высокая, однако и в других странах рельсы из России могут найти сбыт. Отечественные производители осваивают новые технологии и могут выпускать продукцию, отвечающую самым строгим требованиям», – полагает Д. Баранов.

Развитие экспорта не за горами

Кроме того, по словам Г. Юнина, можно выделить несколько регионов, где идет активное развитие новых железнодорожных проектов: Юго-Воcточная Азия, Латинская Америка, Африка, Ближний Восток. Эти рынки наиболее перспективны для поставок рельсов, так как не имеют собственных производителей этой продукции. «Евраз» начал промышленные поставки рельсов за рубеж в 2015 году. Первым клиентом стали бразильцы. В 2016-м мы нарастили экспортные продажи более чем на 50% по сравнению с 2015-м. Всего в текущем году планируем поставить за границу около 100 тыс. т рельсов, а в следующие год-два поставки могут возрасти до 150 тыс. т», – делится опытом представитель компании. На данный момент отечественные рельсы отправляются в Азию, Африку, Латинскую Америку, на Ближний Восток, а также в страны СНГ и Балтии.
Ученые и аналитики убеждены, что сегодня необходимо внедрять в эксплуатацию рельсы повышенной износостойкости и контактно-усталостной прочности. По словам участников отрасли, при создании принципиально нового предложения на рынке рельсовой продукции необходимо решать множество вопросов, связанных с промышленной реализацией, разработкой нормативной документации и сертификацией изделий. Кроме того, нужна реализация полного производственного цикла – от рельсового проката до термической обработки рельсовых плетей. Именно так можно будет достичь максимально возможного экономического эффекта и высокого уровня качества продукции.

Подробнее материал «Рельсы российской закалки» читайте в № 18 «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Промышленные локомотивы: выход из зоны риска возможен?

Промышленные локомотивы: выход из зоны риска возможен?
РЖД-Партнер

Долгая дорога на Сахалин

Долгая дорога на Сахалин
ОАО «РЖД» стремится повысить эффективность смешанных железнодорожно-паромных перевозок между материковой частью России и Сахалином.
РЖД-Партнер

Германия разработала грузовой поезд будущего

Германия разработала грузовой поезд будущего
Исследователи Немецкого аэрокосмического центра представили концепцию грузового поезда будущего. Что делает этот состав таким особенным? Об этом журналистам из Future Rail рассказал один из авторов проекта Йоахим Винтер.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions