+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.02.2018 09:44:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Латвия: трафик падает, тариф растет

На недавнем заседании Совета портов Латвии вновь обсуждался Индикативный план развития железнодорожной инфраструктуры, в котором центральным моментом является решение проблемы финансирования инфраструктуры, сообщили ИА РЖД-Партнер в транспортном ведомстве. В частности, предусматривается вариант заморозки платы за инфраструктуру на период 2018–2022 гг. на уровне ставки тарифа текущего года. Непосредственно план находится в разработке уже год и постоянно дополняется.
Неизменность платы за железнодорожную инфраструктуру в течение 5 лет, по мнению участников рынка, может обеспечить прогнозируемость транспортной отрасли. Подчеркивается, что план позволит даже в случае колебания грузоперевозок сохранять обязательство не повышать плату за пользование инфраструктурой. А вот механизмы и варианты финансирования инфраструктуры на фоне падения грузоперевозок остаются крайне чувствительным моментом, и пока формула по решению не найдена. И это непростое положение, узкое место, потому что касается субсидирования из госбюджета вполне самодостаточной отрасли на фоне жестких социальных проблем в стране.

По словам заместителя госсекретаря Министерства сообщений Латвии Динса Мериранса, разработана трехуровневая система, которая позволит государству сбалансировать расходы на инфраструктуру путем привлечения участников рынка, участия концерна Latvijas dzelzcels и государственного бюджета. План озвучен, наступает очередной тур обсуждений и доработок с участием чиновников, представителей рынка и представителей транспортных ассоциаций.

Как уже сообщалось, железнодорожная компания Latvijas dzelzcels повысила плату за инфраструктуру с 1 января 2018 года на 7%, до €11,08 за поездо-км. На фоне продолжающегося падения грузоперевозок из-за сокращения российского экспорта (в январе минус составил 15,9%, до 4,06 млн т, в портах Латвии – меньше на 22,9%, до 5,02 млн т) шаг вызвал неоднозначную реакцию участников рынка. И прежде всего потому, что план заморозки, по сути, не многое меняет в отрасли – сдерживание тарифа не оказывает никакого влияния на привлечение новых грузопотоков или объемов, в которых остро нуждается Латвия.

В то же время активация структур на фоне назревающего очередного кризиса демонстрирует бизнесу движение навстречу, подавая тем самым сигнал по крайней мере о том, что правительство мониторит ситуацию. Индикативный план не является директивой, немедленной к исполнению. Хотя его разработка инициирована Еврокомиссией и исходит из закона о железной дороге.

Однако мнения по факту в отрасли окрашены часто отрицательно. «Заморозка платы в инфраструктурной ее части на уровне 2018 года априори закрывает возможность рассчитывать на снижение тарифов в течение 5 лет, а оно необходимо в текущей ситуации для сохранения конкурентоспособности железной дороги и наших портов», – прокомментировал положение РЖД-Партнеру источник в компании Вентспилсского порта. И добавил, что разрабатываемый проект страхует прибыль операторов и выгоден лишь перевозчику, так как нигде не обсуждаются стратегии по привлечению грузопотоков, но ведется поиск возможностей покрыть надвигающиеся убытки концерна Latvijas dzelzcels.

Источник в Лиепайском порту разработку индикативного плана оценивает как реверанс в сторону отрасли, за счет которой, собственно, и существуют железнодорожные компании. В ситуации, при которой грузоперевозки и перевалка в портах начали крепко проседать, необходимо жестко действовать, и как один из вариантов называется реструктуризация латвийской железнодорожной компании. Кроме того, как полагает источник, если геополитическая ситуация стала определяющей при загрузке в портах и если ОАО «РЖД» искусственно блокирует отправки в сторону портов Латвии, то пришло время искать новые решения и дополнительные меры. Возможно, они находятся на политическом уровне.

«На мой взгляд, план является попыткой наладить диалог с индустрией для формального успокоения, – полагает старший исследователь аналитического центра Certus Сергей Губин. – В то же время правительство не так давно приняло решение не увеличивать дотации на нужды железной дороги. В целом фиксировать тариф на 5 лет – это очень большой срок по латвийским меркам».

Рассматривая вопрос заморозки тарифа за пользование инфраструктурой, возникают также смежные вопросы вокруг тарифообразования. Зафиксированная плата за инфраструктуру – лишь часть тарифа. «Каковы перспективы прочих его составляющих? При росте, например, акциза на топливо?» – подчеркнул в разговоре с РЖД-Партнером председатель правления Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш. Более того, если посмотреть на тарифы в латвийскую сторону, то они в среднем колеблются на €4–5 за 1 т. И в нем инфраструктурная часть составляет около €1, что, собственно, не критично. А вот провозная плата в итоге со всеми составляющими уже образует сумму €11,08 за 1 поездо-км.

Курс на снижение грузопотоков в Латвии зафиксирован еще 3 года назад. Прошлый год отмечен довольно активной позицией представителей Министерства сообщений республики и различных ассоциаций в рамках участия в отраслевых конференциях, выставок, визитов правительственных делегаций на рынки и в страны, где потенциально есть и зарождаются грузопотоки. В то же время один год взрывной деятельности, по мнению участников рынка, не срок, чтобы уже сегодня рассчитывать на результат и резонанс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions