+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2018 11:08:52
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Когда построят метро в Омске?

Разговоры вокруг Омского метрополитена не утихают уже много лет. А ответ на самый главный вопрос – продолжать стройку или консервировать метро – остается предметом споров между чиновниками, общественниками и экспертами. О том, что ждет в ближайшем будущем Омский метрополитен – в материале РЖД-Партнера.
Готово на треть

Метро в Омске запланировали еще советские конструкторы. Сибирский город-миллионник, растянутый вдоль Иртыша, должен был обзавестись метрополитеном из трех линий. В 1979 году провели экспертизу, по результатам которой одобрили схему развития сети. Но в период СССР метрополитен так и не появился.

С начала 90-х гг. власти периодически выделяли деньги на реализацию проекта. Но полностью готовы сегодня лишь два объекта: метромост (на который потратили около 3,4 млрд руб.) и станция «Библиотека имени Пушкина».

«В настоящее время в стадии незавершенного строительства находятся объекты первого пускового участка первой линии Омского метрополитена общей протяженностью 4,3 км из 7,1 км», – рассказал заместитель министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Игорь Лукьянов, отметив, что общая сумма вложений в метрополитен с начала строительства составляет 12,9 млрд. руб. За эти деньги в том числе провели и работы по разработке котлованов станций «Заречная», «Кристалл» и сооружению перегонных тоннелей между ними.

Сегодня общая готовность метрополитена составляет 35,9%.

Направляем потоки людей

Несмотря на перебои с финансированием, власти Омска пока не оставляют проект, который еще в 2007 году был утвержден генпланом.
«Предусмотрено строительство трех линий метрополитена, целью работы которых является обеспечение быстрой и комфортной транспортной связью населения с центром города, периферийными районами, промышленными, общественными, рекреационными, деловыми зонами», – говорится в решении Омского городского совета. Трассы линий распределили тоже не просто так – чиновники говорят, что изучили главные направления социально-экономического и территориального развития города и проложат маршрут метрополитена таким образом, чтобы разгрузить городские потоки.

Однако эксперты уверяют: метро в Омске, может, и понадобится. Но не сейчас.
«Лично я сомневаюсь в целесообразности проекта, – говорит директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. – Чтобы омское метро эксплуатировалось, как нужно, требуется два условия: во-первых, возврат к снижению производительности труда и привлечению больших человеческих ресурсов на объекты массового производства, восстановлению массовых заводов, куда идет метрополитен – а это небольшой регресс. Во-вторых, необходимо резкое увеличение численности жителей в городе, агломерации, чтобы как-то оправдать строительство такого крупного объекта, как метро. Но оба варианта невозможны. Потому как сегодня появился мощный сектор экономики, который не связан с массовым использованием людей в одном месте. Да и численность населения в городе небольшая и резкого притока миграции здесь не ожидается».
  
Согласен с ним и эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. Специалист объясняет: советское метро хорошо только в городах с советской экономикой.

«Если в городе метро все еще нет – значит, оно и не нужно! Решение по строительству метро в Омске и других городах, где метро недостроено, было принято в советские годы, когда существовали градообразующие предприятия. Нужно было толпы народа ударно доставлять до работы, до завода. Сейчас же в корне изменилась ситуация. Количество рабочих сократилось в разы, смены рассредоточены и такой нужды в метро больше нет», – рассказывает эксперт.

Ищем деньги и инвестора

Концепция омского метро сегодня такова: первый пусковой участок – от станции «Библиотека им. А. С. Пушкина» до станции «Соборная» («Автовокзал») с электродепо по ул. Рокоссовского. Второй пусковой участок – строительство линии до станции «Торговый центр» и продолжение строительства в сторону аэропорта Омск-Федоровка.

Но только для ввода в эксплуатацию первого пускового участка протяженностью 7,1 км и электродепо необходимо 22,2 млрд руб. в ценах 2013 года. Сегодня эта цифра еще выше. И таких денег у области нет.

П«равительство Омской области неоднократно обращалось в федеральные органы исполнительной власти, в том числе к президенту и председателю правительства с просьбой финансировать строительство метро за счет средств федерального бюджета, а также подготовило предложения по рассмотрению концессионных схем. Но, по мнению Министерства финансов и Минтранса, реализовывать проект необходимо за счет бюджетов Омской области и города, а также за счет источников, привлекаемых регионом на возвратной основе», – рассказывает И. Лукьянов.

И подытоживает: из-за ограниченного бюджета области и отсутствия инвестора губернатор региона создал комиссию, которая должна будет выработать решения по дальнейшим действиям в отношении Омского метрополитена. А пока решения нет – работы в метрополитене могут вновь начаться.

В этом году планируют выделить на продолжение строительства метро около 792 млн руб. Правда, экспертам эта сумма кажется ничтожно малой.

«Конечно, для метрополитена глубокого заложения это ничто, – отмечает В. Валдин. – Это выброшенные деньги и транжирство. Деньги, которые не окупятся и даже не вернутся обратными инвестициями в развитие городской территории».

Проездной есть, а метро – нет

Пока чиновники раздумывают о судьбе омского метро (а за последнее десятилетие метрополитен планировали и законсервировать, и соединить с наземным транспортом), эксперты в один голос заявляют: лучшее решение сегодня это остановить стройку и поддерживать метрополитен в рабочем состоянии.

«Уничтожать проект не нужно. Он требует заморозки, консервации. А выделяемые деньги направлять на эти нужды», – говорит М. Якимов.

По словам экспертов, консервация обойдется городскому бюджету в разы дешевле, чем стройка.
Правда, какой вариант чиновники выберут, покажет время. Но мечты о метрополитене власть имущих не оставляют: когда этот материал уже был готов, журналисты портала «Омскинформ» опубликовали итоги обсуждения в городской администрации новой маршрутной сети Омска. На заседании приняли решение ввести единый проездной билет на все виды транспорта, включая метрополитен.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions