+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2018 12:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Казематы, рюшечки и свисающие ноги: что о новых плацкартах РЖД думают дизайнеры и обычные пассажиры

РЖД решили полностью пересмотреть подход к проектированию плацкартных вагонов. Презентовать новые модели планируется в I–II квартале 2019 года. Все они будут оборудованы системой Wi-Fi, USB-портами для подзарядки телефонов, новыми умывальниками, системами для сушки рук. Появятся здесь вендинговые аппараты, дополнительные столики на верхних полках, шторки, которые позволят индивидуализировать пространство. Полки в плацкартных вагонах нового типа будут в среднем на 20–25 мм шире и 30–35 мм длиннее.

Авторами дизайна нового плацкарта, презентация которого состоялась на XII Международном форуме и выставке «Транспорт России» в конце ноября, стали Дмитрий Назаров и Рейхане Нури из московской «Студии Иппиарт». 

Пока новые плацкартные вагоны РЖД готовятся к выпуску, РЖД-Партнер узнал у дизайнеров, что те о них думают.

«Без личного ознакомления только по фотографиям можно сказать, что дизайн симпатичный. Забавно смотрится светло-серая полоска на сиденье, похоже на хорошо отбитую армейскую койку. Если бывает юмор в дизайне, то это он. Конечно, чтобы дать более полную оценку, вагон надо бы посетить, потрогать, пощупать. В целом мне лично нравится», – делится своим мнением профессор Школы дизайна ВШЭ Александр Джикия.

Руководитель проекта «Студия дизайна интерьера VIARM» Камиль Агишев отмечает, что их команда следит за громкими событиями в сфере дизайна и интерьера, поэтому специалисты уже успели ознакомиться с новинкой. «В новой модели вагона дизайнеры и инженеры стремились повысить удобство для клиентов, а также использовать пространство поезда более эргономично. Новые поезда теперь учитывают наличие специальной шторки, которая создает уют и комфорт на всем пути следования. Для пассажиров верхних полок наконец-то предусмотрен столик, на котором можно разместить еду и мелкие личные вещи, поставить кружку с кофе и наслаждаться поездкой на своем месте», – говорит он.

Также дизайнер отмечает улучшение функциональных возможностей: для каждого пассажира предусмотрены специальные заглубления в столах, для того чтобы стакан не скользил по столу от вибрации, персональное светодиодное освещение для чтения, розетки 220В и USB-разъемы.

«Каждый, кто хоть раз путешествовал на поезде дальнего следования, знает, какие неудобства доставляет отсутствие розеток. Теперь же проблему решили, в поездке можно работать, смотреть фильмы и оставаться на связи. Кроме того, полка над кроватью второго этажа модернизирована таким образом, чтобы увеличить пассажирам пространство, однако это может вызвать неудобства из-за уменьшения мест для багажа», – отмечает К. Агишев.

Он также обращает внимание на то, что классические металлические ступеньки для подъема на верхнюю полку заменили на стильную стенку с отверстиями. По мнению дизайнеров студии VIARM, такое решение позволяет отделить плацкарт от прохода и боковых сидений и при этом позволяет проникать свету. Дизайнеры нового плацкартного вагона поработали над подбором отделочных материалов под дерево; проработали цветовые решения в стилистике РЖД, используя спокойные тона (белый, серый) с применением акцентного красного цвета. Благодаря этому создается атмосфера спокойствия и готовности к общению, полагает К. Агишев.

«На протяжении долгих лет у пассажиров поездов дальнего следования были простые потребности: наличие в вагоне удобного личного пространства. Теперь это абсолютно реально. РЖД начинают стремиться повышать качество обслуживания пассажиров, и такой шаг, по нашему мнению, является большим открытием на пути к достижению лучших мировых стандартов», – резюмирует дизайнер.

Не столь позитивного взгляда на концепцию придерживается руководитель студии дизайна интерьеров Radicaldesign Никита Репин. По его мнению, заниматься рестайлингом и редизайном плацкартных вагонов не имеет никакого смысла в плане декорирования и выбора новых материалов и каких-то незначительных доработок в виде лестницы.

«На наш взгляд, нужно подходить к этому с точки зрения эргономики. А именно с точки зрения новой организации самого пространства плацкарта. Когда мы говорим о железнодорожных переездах дальнего следования, мы понимаем, что людям приходится проводить время с незнакомыми и, возможно, неприятными им людьми», – делится он.

Несмотря на удлинение полок и установку дополнительных столиков, Н. Репин обращает внимание на то, что неуют создается вынужденно, когда ты – пассажир нижней полки, а на твоей постели сидит чужой человек. «Пассажир верхней полки, если захочет поесть, не будет там этого делать, потому что это неудобно. Люди абсолютно разные. Поэтому, на наш взгляд, места должны быть более обособленные. Что касается зоны приема пищи, пусть она будет одна на всех, по принципу фуд-корта. А не так, чтобы человек ел куриную грудку, сидя у тебя на кровати. Это не всем приятно и не всем удобно», – говорит руководитель студии.

В качестве примера, какой вид и дизайн плацкарта был бы удобен для пассажира, Н. Репин приводит пример капсульных вагонов в Китае. Организация плацкарта капсульного типа могла бы иметь место и в России, но с внедрением и мест для сидения, и зоны фуд-корта. Одним словом, плацкарт должен быть обособлен с одной стороны, с другой стороны – иметь общую зону. Н. Репин подчеркнул, что рестайлинг или редизайн имеют место быть только в комплексном подходе.

«Мы понимаем, почему РЖД пошли по такому принципу – чтобы интегрировать нововведения в уже существующую платформу готового поезда, не меняя его конструктив и не перенастраивая оборудование. Понятно, что внедрение нового подхода будет также отражено в конструкциях каких-то новых особенностей вагона, в новой разработке полностью всего вагона и перенастройке полного оборудования и т. д.», – подытожил он, назвав при этом сам дизайн чистым и уютным.

Арт-директор студии дизайна интерьера FormAT Владислав Данилов цветовые сочетания назвал хорошими: «Практичные серый и акцентный корпоративный красный с деревянными вставками – очень современно, на наш взгляд. При выборе конкретного материала главное – уделить большое внимание тесту Мартиндейла (тест на истирание тканевых, а главное, мебельных материалов). Фишки в виде интегрированных в столешницу пластиковых держателей, индивидуальных розеток и освещения тоже являются хорошим и полезным решением. Индивидуальное освещение в идеале бы сделать диммируемым, таким образом, каждый из пассажиров смог бы настроить уровень освещенности под себя.

По мнению студии FormAT, если провести доработку текущего концепта, пассажиры получат комфортное и современное пространство для передвижения по нашей стране.

Несмотря на большинство лестных отзывов о дизайне, РЖД-Партнер также посмотрел, что на форумах и страницах соцсетей пишут обычные пассажиры, которым в этих поездах предстоит ездить. И эти комментарии далеко не всегда хвалебные.

Жители нашей страны, так или иначе передвигающиеся в плацкарте, в новом вагоне неудобными считают крючки для верхней одежды – у прохода (который, кстати, стал уже); тканевое покрытие называют негигиеничным; акцентируют внимание на невозможности для верхних пассажиров сидеть внизу, если нижний пассажир закроет шторку и ляжет спать.

Кроме того, обращают внимание на то, что вся еда с верхних столиков на первой же стрелке окажется «в гостях» у нижних пассажиров; пользователи также недоумевают, почему не складываются боковые верхние полки, и много шутят по поводу отверстий в перегородках (из них будут постоянно высовываться ноги и руки спящих).

Новые вагоны в сети называют казематами Петропавловской крепости, спрашивают, поедет ли плацкарт быстрее при новом дизайне, и опасаются увеличения стоимости билета на проезд по сравнению с существующими. Безусловно, если она поднимется, кому-то будет удобнее и, главное, дешевле купить билет на самолет.

Пользователи риторически советуют РЖД сосредоточить свое внимание на создании скоростных современных поездов, а не на редизайне старых как таковых. Кто-то приводит в пример поездку на поезде Дюссельдорф – Берлин (со светонепроницаемой шторкой, сейфом для личных вещей, мини-светильником) или, скажем, Пекин – Шанхай (который за 4,5 ч «пролетает» расстояние между городами).

В то же время, подытоживая всю критику, некоторые отмечают, что даже при самых лучших и удобных вагонах людям нужно изменить свое отношение к предлагаемому. Потому что как не меняй внешнюю обложку, пассажиры по-прежнему будут разворачивать жирную еду, пить алкоголь и ругаться из-за свисающих ног.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions