+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2019 14:11:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: негативный тренд переломлен

По итогам IV квартала 2018 года Индекс качества (ежеквартальное исследование журнала «РЖД-Партнер») составил 62 балла. По сравнению с III кварталом 2018-го показатель увеличился на 4 пункта, а с IV кварталом 2017-го – на 1 пункт.
Примечательно, что за рассматриваемый период абсолютно все критерии исследования в итоговых баллах показали положительную динамику.

То, что показатель Индекса качества вырос за IV квартал сразу на 4 пункта, сопоставимо с периодами значительного роста в 2012–2013 гг., обратил внимание директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. В обоих случаях основным фактором роста стал эффект низкой базы: в 2012 году Индекс стартовал с чрезвычайно низкой отметки в районе 50 баллов, в III квартале 2018-го он составлял 58 баллов, чего не было с весны 2012-го.

«К сожалению, несмотря на разницу более чем в 6 лет, причины низких оценок здесь весьма сходны – несбалансированность ресурсов железнодорожного транспорта, хотя и с разными знаками (тогда сложности создавал профицит грузовых вагонов, сейчас – дефицит», – добавил аналитик.

Рост Индекса вряд ли можно объяснить сезонными факторами, считает первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет, ведь в предыдущие годы никаких улучшений в IV квартале не происходило. Он также заметил, что этот рост значителен не только на фоне произошедшего в предшествующем квартале резкого ухудшения оценок. Индекс качества в IV квартале 2018 года выше, чем был в IV квартале и 2017-го, и 2016-го. При этом переломлен длительный негативный тренд: последнее предшествующее улучшение Индекса произошло в I квартале 2017 года, и с тех пор он или оставался неизменным, или снижался.

Среди составляющих успеха Д. Мачерет выделил возвращение к максимальному за последние 3 года уровню оценок стоимости услуг ОАО «РЖД» и оперативности согласования заявок; достижение абсолютного максимума за этот период оценок технического состояния вагонов и уровня развития информационных технологий. Последнее можно расценивать как позитивную оценку грузоотправителями усилий ОАО «РЖД» по реализации концепции цифровой железной дороги.

Как заметил независимый эксперт Фарид Хусаинов, в IV квартале 2018 года на первый план у респондентов вышли две проблемы, потеснив при этом традиционные вопросы (о тарифах РЖД, ставках операторов и нехватке вагонов): это, во-первых, выполнение сроков доставки и, во-вторых, дефицит локомотивной тяги, как магистральной, так и маневровой. «Проблема сроков доставки в последние 2 года очень остра, несмотря на то, что формально этот показатель в последние годы улучшался, – говорит Ф. Хусаинов. – Так, по данным ОАО «РЖД», в 2018 году доля отправок прибывших без просрочки срока доставки составила 96,7% (с ростом на 0,1 п. п. к 2017 г.) Вместе с тем именно в последние 2 года как никогда сильно расхождение между отчетностью РЖД и субъективными ощущениями грузоотправителей. Ранее уже отмечалось, с чем связано это расхождение: при заключении договоров на увеличение сроков доставки, формально увеличивается нормативный срок доставки. Но грузоотправитель судит по фактическим задержкам прибытия груза, а не по отчетности РЖД».

В IV квартале от респондентов поступило много замечаний и о брошенных поездах. А если на сети в таком количестве стоят поезда, то разве можно говорить о соблюдении сроков доставки, заявляют отправители.

Так, один из клиентов сообщил, что, например, на Новороссийск его состав ехал 48 суток. Сроки доставки были просрочены везде, где только можно.

Причин много. И нехватка локомотивов, и отсутствие локомотивных бригад в достаточном количестве на ряде направлений. Дефицит тяги крайне негативно сказывается на работе не только конкретных предприятий или конкретного региона, но и железной дороги в целом.

О дефиците магистральных локомотивов респонденты активно говорят последние два-три года, напомнил Ф. Хусаинов. И последний квартал 2018-го не стал исключением. «Однако, помимо нехватки магистральных локомотивов, все активнее звучит проблема дефицита маневровой тяги, уровень износа которой, по различным данным, превышает 80–90%. При этом у более чем 80% маневровых локомотивов истек срок службы», – говорит эксперт.

В целом содержательные оценки ситуации грузоотправителями по каждому из критериев свидетельствуют, что достигнутое улучшение Индекса качества требует упрочения: обоснованных нареканий немало по большинству параметров качества. Многие грузоотправители готовы увеличивать объемы предъявления продукции к перевозке, но для этого необходимо как развитие инфраструктурно-тягового обеспечения, так и улучшение обеспечения погрузочными ресурсами, повышение гибкости и надежности транспортного обслуживания.

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Формирование репрезентативной выборки осуществляется таким образом, чтобы в нее были включены сотрудники компаний, являющихся пользователями услуг РЖД, при этом представляемые компании должны относиться к отраслям промышленности, формирующим суммарно не менее 50% от общего объема погрузки на сети.

Сбор данных выполняется в двух форматах: анкетирование (по единому опросному листу) и интервьюирование.

По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого).

В рамках проведения исследования сформирована Экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций. В отчет включаются выводы группы.


Скачать краткую версию Индекса качества можно здесь

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions