+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.12.2018 10:19:48
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грузовые перевозки: по правилам и без

В юбилейном году для нашего журнала, а РЖД-Партнер отметил свое 20-летие, заглавной темой панельной дискуссии XVI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» стала тема «Грузовые перевозки: по правилам и без». И это не просто журналистская метафора, а попытка отобразить в дискуссионной форме некую проекцию тех процессов, которые сегодня волнуют транспортное сообщество.
С одной стороны, в отрасли наблюдается довольно большое количество регламентирующих документов, с другой – такое же количество нормативных лакун, куда зачастую проваливаются как благие намерения участников рынка, так и самих регуляторов. С третьей стороны, само понятие рынка априори предполагает свободу предпринимательских инициатив и не терпит административных барьеров. С четвертой – несмотря на принятие весомых программ с точки зрения развития инфраструктуры и больших инвестиций, сделанных в отрасль, на институциональном поле железнодорожный транспорт находится на этапе догоняющего развития по отношению к другим видам транспорта. Это существенно влияет на показатели его конкурентоспособности, особенно когда речь заходит о транспортировке дорогостоящих грузов. Впрочем, на данном направлении в ближайшее время могут наступить коренные перемены.

Как сообщил собравшимся в ходе пленарного заседания заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, в настоящее время разрабатывается план мероприятий по системному развитию организованных торгов на товарных рынках, и коснется он прежде всего таких сегментов, как нефть и нефтепродукты, а также торговля лесом и лесоматериалами. При этом изменения затронут саму организацию перевозочного процесса этих номенклатур и существенным образом скажутся на перебалансировке по видам транспорта. По словам представителя ФАС, в настоящее время биржевой комитет прорабатывает создание торговой системы по продаже железнодорожных перевозок регулярными грузовыми поездами через организованные торги на ЗАО «СПбМТСБ» в рамках рабочей группы по разработке и реализации проекта движения грузовых поездов с нефтепродуктами по расписанию. Это позволит обеспечить прозрачность реализации услуг регулярного грузового движения по расписанию и гармонизировать баланс спроса и предложения на рынке перевозок, существенно нивелировав риски сезонной турбулентности. Правда, с другой стороны, возникают и другие риски – уже при внедрении подобной практики в жизнь. Как предупредил начальник управления логистики и коммерческой работы департамента логистики и транспорта ПАО «Газпром нефть» Александр Невский, сама концепция рынка биржевых перевозок нефтепродуктов требует доработки. По словам эксперта, предложенный механизм закрепляет за собой отправление поездов с вагонами, которые были отгружены в рамках биржевых продаж, при этом в вертикально интегрированных компаниях в настоящее время нет столько реализованных нефтепродуктов через биржу, и это основная проблема. «У нас ограниченный круг экспедиторов, который закреплен за НПЗ, это сделано в целях безопасности. И получается, что нефтепродукты необходимо везти именно через такого экспедитора. В случае же действия нововведений придется ждать, когда нефтепродукты сформируются в поезд, что приведет к ухудшению сервиса. И здесь есть некоторое противоречие. А в целом формирование рынка биржевых перевозок мы считаем правильным процессом, который приведет к формированию некоего баланса стоимости на перевозку», – отметил он.

Однако о полной стабильности на рынках, связанных с добычей, перевозкой и продажей углеводородов, остается только мечтать. Его актуальное состояние заместитель генерального директора – директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский определил одним словом «турбулентность». «За последние 3–4 месяца цена на энергетический уголь на мировых рынках упала на $15–16 – это больше 20%. Будет она дальше падать или вырастет – никто не знает. В целом за последние 2–3 года цены колебались в диапазоне плюс-минус $ 40-50 и это, конечно же, не добавляет рынку особой уверенности», – отметил он. Причем подобная турбулентность присуща не только товарным рынкам. Она также во многом характеризует и сложившиеся условия на рынке перевозок. Участники пленарной сессии в качестве одного из элементов подобной турбулентности бизнеса назвали и действующую тарифную систему, несмотря на всю ее заявленную долгосрочность и предсказуемость. Бизнес-сообществу не до конца очевидно, каким будет дальнейший рост тарифов. Несмотря на все заверения регулятора в стремлении обеспечить долгосрочную и предсказуемую тарификацию, только за последнее время тарифы подорожали на 8% на экспорт, на 6% – на порожний пробег.

Очевидно, что проблема тарифных диспропорций дожидается своего решения. Как ни странно, довольно неожиданно для многих элементом турбулентности оказался и такой ключевой показатель работы сети, как скорость доставки. В этом году, после наблюдаемого в последние несколько лет периода улучшения, скорость и порожнего и груженого рейса падает. По экспертным оценкам, здесь имеет влияние некий фактор методологии самих подсчетов, поскольку в отчетности ОАО «РЖД» отмечается небольшой прирост скорости доставки. По факту же грузооправители констатируют, что в текущем году произошло значительное снижение скорости доставки полувагонов. Основная причина – рост грузоперевозок и инфраструктурные ограничения. Так, в 2018 году инфраструктурные ограничения привели к постепенному сокращению темпов прироста погрузки к 2017-му, а в октябре 2018-го погрузка оказалась ниже погрузки октября 2017-го. Снижение темпов погрузки вкупе с законтрактованным объемом выпуска новых вагонов может вновь сделать актуальной тему профицита вагонов. Так, на 2019 год ИПЕМ прогнозирует перенасыщение рынка ПС и профицит полувагонов на сети, снижение выпуска грузовых вагонов до 58–62 тыс. ед. и возобновление тренда на снижение конкуренции в отрасли. Как рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук: «Наблюдаемый с начала 2017 года значительный рост ставок операторов обеспечил рост спроса на грузовые вагоны и, как результат, возобновление производства подвижного состава на предприятиях, которые ранее его существенно снизили или вовсе отказались от производства».

Таким образом, наблюдаемый сегодня на наиболее массовых местах погрузки локальный дефицит полувагонов уже сгенерировал ответный механизм рыночной компенсации незакрытого спроса. Однако поиски баланса не только в вопросах производства и потребления парка, но и при организации самих перевозок – процесс непрерывный, и здоровая доля турбулентности способна придать ему свой динамизм.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions