+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2017 09:40:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грузопоток по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» оценивается в 45 млн т до 2030 г.

Выделено пять основных категорий перспективных грузопоков для МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Они определены в концепции развития данных коридоров, утвержденной заместителем председателя правительства – полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым и вице-премьером Аркадием Дворковичем в конце декабря 2016 г.
Напомним, задача создания МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» состоит в повышении эффективности перевозочного процесса, обеспечивающего сокращение рисков и транспортных издержек, сохранность груза и соблюдение сроков доставки. Решать ее предполагается за счет развития, обновления и модернизации инфраструктуры, повышения ее пропускной способности, оптимизации корреспонденции грузовых перевозок, развития современных логистических центров и устранения административных барьеров. На основании изучения и анализа особенностей грузопотока товаров в северо-восточных провинциях Китая и на Дальнем Востоке, в том числе между РФ и КНР, было выделено пять основных категорий грузопотоков.

Первая – это внутрироссийские грузовые перевозки в направлении портов Приморского края и обратно. Сюда включен российский экспортно-импортный и трназитный грузопоток между Азией и Европой. Совокупный грузооборот здесь в 2015 г. составил более 100 млн т и имеет потенциал роста до 120–160 млн т к 2020 г.

Развитие сырьевой базы Дальнего Востока РФ является ключевым источником грузоперевозок в регионе. Ожидаемый объем добычи угля, железной, медной и полиметаллической руд по основным месторождениям к 2020 г. составит 55 млн т. Первозки добытого ископаемого сырья преимущественно сосредоточены на направлениях Находка, Восточный, Ванино, КНР и Монголия.

Вместе с тем основной поток экспортных грузов на Дальнем Востоке формируется в направлении морских портов, включая существующий транзитный поток европейских и азиатских грузов, которые следуют через территорию РФ, в обход сухопутных пограничных пунктов пропуска, лежащих в основе МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Получается, что инфраструктура обоих коридоров лишь частично может быть использована для обслуживания данного грузопотока.

Вторая категория – наземное грузовое сообщение между КНР и РФ. Основой торгового континентального сообщения между странами в дальневосточном регионе является российский экспорт сырья, строительных материалов и удобрений. Развитие МТК позволит улучшить транспортные условия на пути следования российско-китайских грузов, но не сможет создать дополнительных предпосылок для существенного роста внешнеторгового оборота в данной категории грузов. На горизонте до 2020 г. за счет развития МТК прогнозируется рост товарооборота через эти маршруты лишь до 35 млн т.

Третья категория – внешнеторговый оборот северо-восточных провинций КНР с другими странами. В основном он проходит через порты провинции Ляонин. Совокупный товарооборот в 2015 г., по различным оценкам, составил от 7 до 10 млн т, но имеет значительный потенциал. Для перевозки этих объемов по территории РФ необходимо расширение пропускной способности автомобильных дорог и увеличение мощностей портов в регионе, создание упрощенного и быстрого режима транзита китайских грузов через Приморский край.

Четвертая категория – транзитный рузопоток через Китай в Среднюю Азию, китайский реэкспорт стран АТР и дальнего зарубежья в страны Средней Азии без доступа к морю. Совокупный товарооборот в данной категории в 2015 г. составил около 10 млн т и включал широкий перечень номенклатур. Тем не менее в перспективе этот объем весьма ограничен.

Пятая категория – внутреннее грузовое сообщение КНР между северо-восточными, центральными и южными провинциями. Основные маршруты пролегают через морские порты Ляонин и по железнодорожным линиям. Совокупный грузооборот в 2015 г. составил 250–300 млн т. Резервы пропускной способности железнодорожного сообщения исчерпаны, поэтому перспективный грузопоток направляется в порты Далянь, Инкоу и др. Привлекательной альтернативой существующим китайским маршрутам становится транспортировка грузов по территории Приморского края, что способствовало бы уменьшению расстояния наземной перевозки на 200–500 км и снижению стоимости доставки на 10–40%.

Таким образом, потенциальный объем для переключения на МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» до 2030 г. оценивается на уровне около 45 млн т в год. В частности, по МТК «Приморье-1» – 7 млн т контейнерных грузов, по МТК «Приморье-2» – 23 млн т зерновых и 15 млн т контейнерных грузов. Привлечение такого объема позволит максимально эффективно развить инфраструктуру перевалочных мощностей российских портов Дальневосточного бассейна, а также железнодорожную и иную логистическую инфраструктуру.

Добавим, что финансирование первого этапа развития МТК предлагается осуществлять преимущественно за счет внебюджетных источников, средств институтов развития и финансовых организаций на условиях государственно-частного партнерства с возможностью привлечения бюджетных денег. На втором и третьем этапах МТК предлагается развивать за счет средств частных инвесторов, институтов развития и финансовых организаций на основании инвестиционных и концессионных соглашений. Ожидаемая доходность составляет 10–15% в зависимости от структуры финансирования.

С полным текстом Концепции развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» можно ознакомиться здесь.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions