+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.02.2017 08:58:19
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ФАС хочет отрегулировать РЖД

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила соотносить тарифы ОАО «РЖД» с целевыми показателями компании, но предложенный способ регулирования вызывает вопросы и у экспертов, и у участников рынка.
Видим цель, не замечаем препятствий

В приложении к приказу ФАС № 11/17 от 13.01.2017 г., который еще не вступил в силу, но уже опубликован на сайте Минюста, перечислены основные целевые показатели, которые берет под контроль ФАС. В частности, это объем погрузки (в 2017 г. он должна составить 1,218 млрд т), среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в грузовом движении (соответственно 2,98 млрд ткм брутто/сут), средняя участковая скорость грузового поезда (40,2 км/ч), средний вес грузового поезда (4 010 т), удельный расход топлива на тягу поездов (56,1 кгут/10 тыс. ткм брутто).

В 2017 году тарифы ОАО «РЖД» индексируются на 4% с надбавкой 2% на финансирование капитального ремонта инфраструктуры. Возникает вопрос, насколько обосновано подобное решение?

По мнению представителя ФАС, соотнесение индексации с основными целевыми показателями ОАО «РЖД» позволяют понять, насколько компания достигла запланированных показателей (или не выполнила их). А значит, можно понять, насколько ее тарифы, утверждаемые регулятором, будут на заявленном уровне расходов.

С перевозчиком хотят подискутировать

Как считает заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин, этот приказ свидетельствует о том, что ФАС не доверяет ОАО «РЖД». А точнее – ищет аргументы для тарифных споров. Основная задача – продемонстрировать свое стремление контролировать то, как ОАО «РЖД» выполняет основные целевые показатели. Если соотнести эту динамику с темпами индексации тарифов, то появится инструмент для дискуссий.

ФАС выстроила цепочку доводов, которая в целом выглядит логичной. Однако в ней есть уязвимость. На нее обратил внимание генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

По его словам, дело в том, что уровень тарифов и целевые показатели ОАО «РЖД» – понятия разнонаправленные. Первый – вытекает из учтенного баланса доходов и расходов, а второй – это по сути KPI (целевые показатели качества) подразделений компании. Иными словами, финансовый результат пытаются сравнивать с расходами на достижения определенной планки качества работы и клиентоориентированности.

В методике должна быть внутренняя логика

Вместе с тем, используемая система ключевых показателей для оценки деятельности ОАО «РЖД» не статична, на развитие ее целевых установок влияют внешние и внутренние факторы. При этом, из поля зрения выпадают макроэкономическая ситуация в России, а также отклонения достигнутых показателей от нормативных.

Скажем, рост объемов может быть достигнут при улучшении условий сбыта массовой продукции на мировых рынках. Средняя участковая скорость грузового поезда может расти, но при этом может увеличиваться и сроки выполнения заявок клиентов на железнодорожные перевозки. Проведенные объемы ремонтов не дают представления о реальном состоянии железнодорожных путей. При этом, не учитывается и возможность просрочек ремонтов.

Таким образом, речь идет скорее об инструменте управления, чем контроля расходов.

Тем не менее, как отметила в своем исследовании начальник учебного управления ПГУПС Татьяна Сацук, мониторинг на основе системы ключевых показателей позволяет отслеживать продвижение к корпоративным стратегическим целям. Вместе с тем, согласно анализу, оптимальной системой показателей для организаций железнодорожного транспорта является система сбалансированных показателей. Данная система позволяет всесторонне оценивать результаты деятельности предприятия, учитывая при этом различные аспекты бизнеса: финансы, внутренние процессы, персонал и развитие, безопасность, клиенты, рынки, технологические процессы.

Куда путь держат контролеры?

У участников рынка нынешний приказ ФАС вызывает, как и у экспертов, двойственное ощущение. Для грузовладельцев, например, отрадно осознавать, что ФАС ищет механизмы воздействия на железнодорожного перевозчика. Однако для них важнее всего понимать динамику цен на длительную перспективу. Это необходимо для того, чтобы планировать поставку сырья, подчеркнул, в частности, генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой.

По его словам, сейчас это важно не только крупным компаниям, но и малым предприятиям, которые все более активно участвуют в электронных тендерах. А если не понимать, сколько будет стоить железнодорожная перевозка, то это в ряде случаев оказывается довольно-таки рискованным мероприятием.

Представитель предприятия, связанного с металлоторговлей, в продолжение этой мысли заметил, что рынок имеет достаточно мощный регулятор обратного воздействия на ОАО «РЖД» – через планирование объемов погрузки. Если тарифы окажутся чересчур завышенными, они будут снижаться. И на это придется так или иначе реагировать.

Поэтому особой необходимости в дополнительном регулировании, основанном на умозрительных методиках, представители бизнеса не видят. Получается странная ситуация: с одной стороны, в РФ стремятся всячески развивать конкурсные процедуры поставок, а с другой – вдруг начинает всплывать разные рода варианты ограничения гибкого ценообразования.

Как отметили ученые РАН, ФАС такие ограничители пытается установить и в других секторах экономики, связанных с госактивами. Это можно объяснить тем, что ведомство получило установку сконцентрировать внимание на борьбе с картелями. Однако в свою очередь размножение всевозможных методик может привести к обратному эффекту – ограничению конкуренции и сдерживанию развития реального рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions