+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.10.2016 17:31:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Для железнодорожных перевозок цемента наступила осень

Несмотря на отдельные положительные примеры увеличения погрузки в отдельных регионах, на сети в целом преодолеть негативные тенденции в перевозках цемента пока не удалось.
Отрасль ждет улучшений

За 9 месяцев 2016 года на сети РЖД погружено 21,4 млн т цемента, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2015-го. В текущем году пока только в апреле объемы приблизились к прошлогодним показателям, а в остальные месяцы погрузка шла с заметным отставанием.
Основная причина – уменьшение объемов выпуска продукции целым рядом предприятий отрасли и, как следствие, спад железнодорожных перевозок. Положительных результатов удалось достичь только двум холдингам – ОАО «БазэлЦемент» и ООО «ХайдельбергЦемент Рус». Остальные компании ушли в минус. Наибольшее отставание допустили ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», ОАО «Сухоложскцемент», ОАО «Гурово-Бетон» и ООО «Цементная северная компания».
По регионам картина железнодорожной погрузки складывалась неустойчивой. Например, в Уральском, Приволжском, Сибирском и Центральном регионах перевозки цемента сильно просели, причем настолько, что потянули вниз общесетевые показатели. Уменьшили погрузку также Горьковская и Свердловская железные дороги. При этом в Северо-Западном и Северо-Кавказском округах результаты существенно улучшились. В частности, на Октябрьской магистрали был отмечен полуторакратный рост объемов перевозок цемента.
Несмотря на отдельные положительные примеры, на сети в целом преодолеть негативные тенденции в перевозках цемента пока не удалось. Причин можно выделить несколько. Прежде всего в России сократился объем строительства. Из-за этого за 8 месяцев 2016 года потребление цемента упало на 11%, прокомментировал представитель союза производителей цемента «Союзцемент». В сентябре ситуация не улучшилась – наоборот, темпы строительства только замедлились. Напряженная обстановка в отрасли сохранится, как считают эксперты, по крайней мере до ноября 2016-го.

Грузовик или вагон?

Справедливости ради надо сказать, что глубина спада железнодорожных перевозок меньше, чем по выпуску продукции цементными предприятиями. Это указывает на то, что цемент в 2016 году стал чаще переключаться с автомобильного транспорта на железнодорожный. «Доля железнодорожной погрузки в общей структуре погрузки цемента увеличилась до 50%, что на 4 п. п. больше, чем в 2015-м», – отметил представитель «Союзцемента».
Целый ряд компаний в нынешнем году стали отправлять крупные партии цемента именно по сети РЖД. Соответственно, они развивали и собственную инфраструктуру. Например, на Северо-Западе один из заводов, ранее ориентировавшийся только на автомобильные перевозки, построил свои железнодорожные пути.
В Воронежском филиале «Евроцемент груп» благодаря реализации совместного с ОАО «РЖД» проекта по реконструкции ст. Подгорное намерены увеличить объемы перевозок цемента в 2016 году до 1,5 млн т. При этом более половины инвестиций в данный проект вложил «Евроцемент груп», проинформировал управляющий Воронежским филиалом холдинга Йохан Антон Нишвиц.
Как пояснили автоперевозчики, отток грузов на железную дорогу имеет свои корни. Они во многом уходят в изменения правил перевозок грузов автомобильным транспортом в части соблюдения предельно допустимых нагрузок на ось.
В Росавтодоре, в свою очередь, пояснили, что понимают проблемы автоперевозчиков. Однако при доставке грузов на короткие расстояния стоимость транспортной составляющей
для строителей возрастает незначительно. А вот что касается дальних рейсов, то они должны стать менее привлекательными, чем железнодорожные. «Это будет справедливым: пользователи железных дорог платят за использование инфраструктуры, а клиенты автотранспорта – нет. Условия получаются неравные», – выразил свою точку зрения заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.

Рынку требуются дополнительные стимулы

Но в правительстве РФ считают, что должны быть приняты и другие меры для усиления роли РЖД в перевозках цемента. Ведь несмотря на все указанные обстоятельства, ожидания у части игроков пока в этом плане пессимистичные.
Для привлечения на сеть РЖД дополнительных объемов цемента соответственно требуются дополнительные решения. Причем усилий, которые предпринимают в этом плане ОАО «РЖД» и операторы, явно недостаточно. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по совершенствованию тарифной политики в сфере перевозок цемента и других стройматериалов. Заняться этим должны ФАС, Минтранс и Минпромторг совместно с ОАО «РЖД» и Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Рынку осталось дождаться конкретных решений и их реализации на практике.

Полный текст статьи см. в № 19 – 20 (277–278) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions