RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
14.10.2016 17:31:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Для железнодорожных перевозок цемента наступила осень

Несмотря на отдельные положительные примеры увеличения погрузки в отдельных регионах, на сети в целом преодолеть негативные тенденции в перевозках цемента пока не удалось.
Для железнодорожных перевозок цемента наступила осень
Отрасль ждет улучшений

За 9 месяцев 2016 года на сети РЖД погружено 21,4 млн т цемента, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2015-го. В текущем году пока только в апреле объемы приблизились к прошлогодним показателям, а в остальные месяцы погрузка шла с заметным отставанием.
Основная причина – уменьшение объемов выпуска продукции целым рядом предприятий отрасли и, как следствие, спад железнодорожных перевозок. Положительных результатов удалось достичь только двум холдингам – ОАО «БазэлЦемент» и ООО «ХайдельбергЦемент Рус». Остальные компании ушли в минус. Наибольшее отставание допустили ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», ОАО «Сухоложскцемент», ОАО «Гурово-Бетон» и ООО «Цементная северная компания».
По регионам картина железнодорожной погрузки складывалась неустойчивой. Например, в Уральском, Приволжском, Сибирском и Центральном регионах перевозки цемента сильно просели, причем настолько, что потянули вниз общесетевые показатели. Уменьшили погрузку также Горьковская и Свердловская железные дороги. При этом в Северо-Западном и Северо-Кавказском округах результаты существенно улучшились. В частности, на Октябрьской магистрали был отмечен полуторакратный рост объемов перевозок цемента.
Несмотря на отдельные положительные примеры, на сети в целом преодолеть негативные тенденции в перевозках цемента пока не удалось. Причин можно выделить несколько. Прежде всего в России сократился объем строительства. Из-за этого за 8 месяцев 2016 года потребление цемента упало на 11%, прокомментировал представитель союза производителей цемента «Союзцемент». В сентябре ситуация не улучшилась – наоборот, темпы строительства только замедлились. Напряженная обстановка в отрасли сохранится, как считают эксперты, по крайней мере до ноября 2016-го.

Грузовик или вагон?

Справедливости ради надо сказать, что глубина спада железнодорожных перевозок меньше, чем по выпуску продукции цементными предприятиями. Это указывает на то, что цемент в 2016 году стал чаще переключаться с автомобильного транспорта на железнодорожный. «Доля железнодорожной погрузки в общей структуре погрузки цемента увеличилась до 50%, что на 4 п. п. больше, чем в 2015-м», – отметил представитель «Союзцемента».
Целый ряд компаний в нынешнем году стали отправлять крупные партии цемента именно по сети РЖД. Соответственно, они развивали и собственную инфраструктуру. Например, на Северо-Западе один из заводов, ранее ориентировавшийся только на автомобильные перевозки, построил свои железнодорожные пути.
В Воронежском филиале «Евроцемент груп» благодаря реализации совместного с ОАО «РЖД» проекта по реконструкции ст. Подгорное намерены увеличить объемы перевозок цемента в 2016 году до 1,5 млн т. При этом более половины инвестиций в данный проект вложил «Евроцемент груп», проинформировал управляющий Воронежским филиалом холдинга Йохан Антон Нишвиц.
Как пояснили автоперевозчики, отток грузов на железную дорогу имеет свои корни. Они во многом уходят в изменения правил перевозок грузов автомобильным транспортом в части соблюдения предельно допустимых нагрузок на ось.
В Росавтодоре, в свою очередь, пояснили, что понимают проблемы автоперевозчиков. Однако при доставке грузов на короткие расстояния стоимость транспортной составляющей
для строителей возрастает незначительно. А вот что касается дальних рейсов, то они должны стать менее привлекательными, чем железнодорожные. «Это будет справедливым: пользователи железных дорог платят за использование инфраструктуры, а клиенты автотранспорта – нет. Условия получаются неравные», – выразил свою точку зрения заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.

Рынку требуются дополнительные стимулы

Но в правительстве РФ считают, что должны быть приняты и другие меры для усиления роли РЖД в перевозках цемента. Ведь несмотря на все указанные обстоятельства, ожидания у части игроков пока в этом плане пессимистичные.
Для привлечения на сеть РЖД дополнительных объемов цемента соответственно требуются дополнительные решения. Причем усилий, которые предпринимают в этом плане ОАО «РЖД» и операторы, явно недостаточно. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по совершенствованию тарифной политики в сфере перевозок цемента и других стройматериалов. Заняться этим должны ФАС, Минтранс и Минпромторг совместно с ОАО «РЖД» и Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Рынку осталось дождаться конкретных решений и их реализации на практике.

Полный текст статьи см. в № 19 – 20 (277–278) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Укрзализныця: железные нервы для железной дороги

Укрзализныця: железные нервы для железной дороги
Отставка с поста главы «Укрзализныци» (УЗ)  стала событием вполне ожидаемым. Интрига заключалась лишь в том, когда это может произойти и с какими формулировками.
РЖД-Партнер

Железную дорогу Журавка – Миллерово в обход Украины откроют осенью 2017 года

Железную дорогу Журавка – Миллерово в обход Украины откроют осенью 2017 года
Железнодорожную линию Журавка – Миллерово на стратегическом направлении Центр – Юг планируется открыть осенью 2017 года. Участок протяженностью 137 км соединит Москву с курортами черноморского побережья в обход линии, пролегавшей через территорию Украины. Магистраль расположена на территории Воронежской и Ростовской областей на расстоянии от 5 до 25 км от границы с Украиной. Стоимость проекта в 2014 году, по данным источника ТАСС, составляла 56,6 млрд руб.
РЖД-Партнер

Подвижной состав в лизинг: нужна ли помощь государства?

Подвижной состав в лизинг: нужна ли помощь государства?
На сегодняшний день рынок подвижного состава находится в противоречивом положении. С одной стороны, мы наблюдаем потребность в новом подвижном составе со стороны компаний, с другой стороны, они же испытывают дефицит финансовых ресурсов для приобретения техники. По мнению экспертов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), расширение государственной поддержки лизинга локомотивов могло бы трансформировать потребности рынка во вполне платежеспособный спрос.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions